Нукус — столица узбекской Республики Каракалпакстан, занимающей 40% территории страны. Со всех сторон город окружен пустыней, а главная его достопримечательность — уникальный музей, где хранится коллекция, собранная по большей части Игорем Савицким. Он оставил Москву навсегда ради Средней Азии в 1956-м, а в 1966-м сбылась его мечта: собрание традиционного каракалпакского искусства получило статус музея. Впоследствии Савицкий дополнил его произведениями неформального искусства советского времени, что сделало его уникальным. Тигран Мкртычев, вслед за Савицким, оставил Москву, где до того возглавлял Музей Рерихов (филиал Государственного музея Востока), и уехал в Нукус на четыре года. После окончания контракта вернулся в назад, оставив музей на Гульбахор Изентаеву, которая руководила им до декабря 2020 года.
Что эти четыре года в Нукусе значат для вас? Почувствовали, каково быть Савицким?
Для меня Узбекистан не был terra incognita, когда я уезжал туда в 2020-м году, как для Игоря Витальевича Савицкого не был таковым Нукус. Я учился в Ташкенте, на кафедре археологии Средней Азии Ташкентского государственного университета. Многих людей культуры и искусства знаю там много лет. В отличие от Савицкого, я не рассматривал свою поездку как некий эскапизм, а воспринимал как опыт взаимодействия с интересной коллекцией и коллективом. Считаю его удачным.
Родился в Калинине (ныне Тверь) в 1959 году.
В 1981 году окончил кафедру археологии Средней Азии Ташкентского государственного университета.
В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению на тему «Космология древних и ее отражение в искусстве Средней Азии (V–X вв.)».
С 1985 года — старший научный сотрудник Музея Востока.
В 1993–2005 годах — заведующий сектором археологии Средней Азии в Государственном музее Востока.
В 2003 году защитил докторскую диссертацию по искусствоведению на тему «Буддийское искусство Средней Азии (I–X вв.)».
В 2005–2017 годах — заместитель директора по научной работе в Государственном музее Востока.
В 2013 году — один из авторов термина «туркестанский авангард» в «Энциклопедии русского авангарда», том III (совместно с Е.С.Ермаковой).
В 2017–2020 годах — директор Музея Рериха, филиала Государственного музея Востока.
В 2021–2025 годах — директор Государственного музея искусств Каракалпакстана им. И.В.Савицкого (Нукус, Узбекистан).
Что удалось сделать в музее за эти четыре года?
Увеличилось количество посетителей, причем в ковидное время, и внебюджетное финансирование, что немаловажно. Многие местные жители никогда раньше не ходили в музей. Может быть, мое назначение подстегнуло горожан втягиваться в культурную жизнь. Стало больше и зарубежных туристов из самых разных мест — от России до Австралии. Удалось совместно с Каракалпакским отделением Академии художеств Узбекистана организовать выставку в Ташкенте и показать каракалпакскую школу изобразительного искусства. К ней издали небольшой каталог, чего раньше не делалось. В целом мы наладили эту практику — выпуск каталогов, представляющих коллекцию музея. Например, опубликовали работы одного из основателей группы «Бубновый валет» Алексея Моргунова, выставка которого завершается в Третьяковской галерее. В Нукусе хранится около 80 его работ, часть которых мы показывали на персональной выставке, к которой и выпустили каталог.
Кстати, Третьяковка запрашивала работы Моргунова для выставки в Москве?
Да, но Ташкент отказал, зато предоставил изображения для каталога бесплатно.
Нукусский музей сегодня градообразующее здание в городе, стоит на центральной площади рядом с мэрией. Но один корпусов закрыт, хотя комплекс построен относительно недавно — в 2003 году. Почему?
Здание было построено специально для музея, возводилось долго. Уже на этапе сдачи были недоделки, которые определили проблемы функционирования. Свою роль сыграл и агрессивный климат. Первый корпус закрылся на капитальный ремонт в 2020 году. Когда он закончился, я его не принял. Через месяц после его окончания протекла крыша. Здание нуждалось в большем количестве работ и вложениях, чем было сделано. Я добился, чтобы здание поставили на реконструкцию. Был сделан проект, который предполагает небольшую перепланировку, а главное — утепление по новым нормам и введение температурно-влажностного режима, который в момент открытия музея не функционировал. В 2022 году вышло распоряжение президента Узбекистана Шавката Мирзиёева о реконструкции. Потом был конкурс, который выиграла ташкентская команда архитекторов. Мы тщательно с ней поработали, чтобы все функционально-планировочные зоны отвечали требованием нашего музея. Дальше проект ушел на экспертизу в Минстрой и там застрял.
То есть задача следующего директора — довести проект реконструкции до реализации. Поэтому ее вернули? Нужен человек, погруженный в контекст?
Да. Она хорошо знает музей и в тесном контакте с местной властью.
Как вас провожал коллектив?
Очень тепло. Устроили чаепитие, мне подарили много подарков. Я, конечно, был требовательным начальником, но люди привыкли.
Для Европы норма, когда гражданин одной страны возглавляет музей в другой, в России это не принято. Для Узбекистана опыт с вашим назначением был экспериментальным?
Узбекистан, глядя на Европу, пошел на эксперимент со мной. По-моему, получился полезный опыт и для страны, и для музея, и для меня лично.
В Нукусском музее хранится собрание работ сына Роберта Фалька — Валерия, который погиб молодым. Впервые в 2022 году показали его работы вместе с отцовскими…
Да, ни в СССР, ни в России никто никогда не делал совместной выставки Роберта и Валерия Фальков. Я не специалист по творчеству Фалька, но, конечно, это один из ключевых художников ХХ века, который соединяет начало столетия со временем «оттепели». Он не дожил до нее, но стал символом 1960-х. Роберт Фальк, как и Савицкий, находился в эвакуации в Самарканде. Там художник и узнал о смерти своего единственного сына, который погиб на фронте в 27 лет. Валерий — сын от первой жены, Елизаветы Потехиной, — родился в 1916 году, рос без отца и был болезненным ребенком. Потехина была сокурсницей Фалька по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), девушка из состоятельной семьи, которая потеряла все после революции. Мальчику было четыре, когда родители развелись. В 1928 году, когда Фальк собрался ехать в командировку во Францию, Елизавета не отпустила с ним сына. Роберт предлагал показать Валерия врачам — у него был целый букет болезней, в том числе полиомиелит, — но бывшая супруга не согласилась. Когда третья жена Раиса Идельсон покинула художника, а проблемы со здоровьем Валерия обострились, Потехина в 1933 году все-таки отпустила его в Париж. И тут оказалось, что отцу с сыном-подростком не о чем говорить. Мостом взаимопонимания между ними стала живопись. Стараниями Фалька-старшего мальчик поступил в школу изобразительного искусства. В 1936 году снимали фильм Алексея Грановского «Тарас Бульба», куда Фалька пригласили в качестве художника декораций, и он вовлек в работу сына. Тогда же в Париже готовилась выставка советских и французских художников, туда Роберт тоже подтянул сына, несмотря на косые взгляды коллег. Это был единственный раз, когда работы Фалька-старшего и Фалька-младшего показывали вместе. До этой выставки в Нукусе, которую мы организовали три года назад.
Живопись Валерия Фалька погружена в темный морок, что, очевидно, отражает и внутренний мир, и время. Как она попала в музей?
Да, в картинах Валерия Фалька видны европейская «закваска», влияние старых мастеров и этот депрессивный цвет. У него трагическая судьба. В 1942-м, несмотря на белый билет, Фальк-младший записался в Красную армию, окончил курсы топографов, участвовал в Сталинградской битве, где был ранен. Из госпиталя написал родителям. Вскоре, в начале 1943 года, умер от ран на больничной койке. Роберт Фальк потерял не только сына, он считал, что Валерий продолжит его как художника. Савицкому его работы передала четвертая жена Фалька Ангелина Щекин-Кротова, с которой он тоже познакомился во время эвакуации в Самарканде. Тогда ни один музей не взял бы работы художника с фамилией Фальк. Щекин-Кротова отдала ему десять работ, понимая, что только Савицкий сможет их сохранить.
Выставку «Узбекистан: авангард в пустыне», которую силами Зельфиры Трегуловой показали во Флоренции и Венеции, тоже можно считать знаковой для Нукуса…
Да. Впервые в Нукусе показали произведения из ташкентского Музея искусств – очень хорошие вещи. Прежде туда привозили вещи из Каракалпакстана, но не наоборот. Это привлекло внимание публики и оживило дискуссию вокруг гигантского явления, по изучению которого еще предстоит большая работа. Надо понимать, что показанные в Венеции, Флоренции и Нукусе произведения — это верхушка айсберга.
Сколько сейчас предметов в собрании музея и как пополняется коллекция?
Фонд насчитывает около 100 тыс. предметов. Они хранятся в одном из корпусов — в специальном хранилище. В том же здании находятся фото- и реставрационная лаборатории, а также кабинеты научных сотрудников. Закупка идет с трудом, в основном за счет подарков художников. Но каждая работа должна пройти экспертно-фондовую комиссию, и мы решаем, нужна она или нет, пойдет она в основной фонд или в научно-вспомогательный.
Помимо Италии, куда выезжали работы из собрания музея Савицкого в последние годы?
Музей участвовал в выставках в Баку, Берлине, Париже, Москве (в выставке к 125-летию авангардиста Ивана Кудряшова в ГТГ. — Прим. авт.).
Чем планируете теперь заняться?
Немного отдохнуть для начала и привести в порядок дела. Вообще собираюсь заниматься наукой. В Нукусе был больше загружен административно-хозяйственной работой, но у меня накопились материалы и темы, связанные со Средней Азией, буддизмом и изобразительным искусством начала ХХ века, в том числе и по материалам коллекции Нукусского музея.
В Узбекистане сейчас говорят о Восточном Ренессансе. Почувствовали его?
За последние десятилетия выяснилась парадоксальная вещь: развитие цивилизации и технологий не сделало человека счастливей. И неожиданно возникло ощущение Востока как территории, где люди живут во внутренней гармонии, которая достигается за счет иного, чем в Европе и Америке, восприятия жизни. Люди со стороны думают, что, погрузившись в культуру Востока, смогут обрести счастье. Это серьезный мотиватор для изучения истории и искусства Востока. Случится счастье или нет — сложно сказать, но есть притяжение. История Востока — сложная синусоида. Население Индии и Китая сейчас — это больше половины жителей планеты. А это две древние и мощные цивилизации, где тысячелетиями сохраняются традиции.
Какова же восточная формула равновесия?
Основное в ней — отношение ко времени. В американско-европейской системе координат оно линейное, а там нет. Время на Востоке растворяется, к нему относятся как к абсолюту. Поэтому слово «дедлайн» сложно применимо к Узбекистану.