18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Из Парижа в Нью-Йорк: гармония и диссонанс орфизма

Робер Делоне. Formes circulaires. 1930. Фрагмент.  Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Робер Делоне. Formes circulaires. 1930. Фрагмент.
Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Выставка в Музее Гуггенхайма рассказывает о движении, которое просуществовало недолго, объединило немногих, но оставило весьма заметный след в истории абстрактного искусства

У французского поэта и арт-критика Вильгельма Костровицкого (1880–1918) был особый талант к придумыванию имен и названий, начиная с его собственного псевдонима — Гийом Аполлинер. Он родился в Риме в польской семье, а в 1900 году приехал в Париж и стал своего рода церемониймейстером парижского авангарда. Аполлинера помнят как автора термина «сюрреализм». В этом году Музей Соломона Р.Гуггенхайма в Нью-Йорке обратился к орфизму — одному из менее известных терминов Аполлинера, чтобы по-новому взглянуть на истоки, дальнейшую судьбу и ключевых деятелей абстрактного искусства.

Выставка «Гармония и диссонанс. Орфизм в Париже. 1910–1930-е» в Музее Гуггенхайма.  Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Выставка «Гармония и диссонанс. Орфизм в Париже. 1910–1930-е» в Музее Гуггенхайма.
Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York

Выставка «Гармония и диссонанс. Орфизм в Париже. 1910–1930-е», объединившая 82 работы 26 художников, напоминает нам о том, чем такие деятели, как Робер Делоне и Франсис Пикабиа, отличались от изобретателей кубизма Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Вдохновляясь геометрическими формами Поля Сезанна и неевропейским искусством и объектами, которые они видели в Париже, Пикассо и Брак поначалу ориентировались на охристо-землистую палитру и пространственное переосмысление натюрморта. В отличие от них, Делоне, Пикабиа и мистик чешского происхождения Франтишек Купка, еще одна ключевая фигура выставки, как правило, черпали вдохновение в теории цвета, музыке и динамизме современной городской жизни.

Франсис Пикабиа. «Эдтаонисль (Священнослужитель)». 1913.  Photo: The Art Institute of Chicago/Art Resource, NY
Франсис Пикабиа. «Эдтаонисль (Священнослужитель)». 1913. Photo: The Art Institute of Chicago/Art Resource, NY

В том виде, в каком его изначально описал Аполлинер, орфизм, по сути, просуществовал лишь несколько лет, но на выставке, как поясняет куратор Вивьен Грин, подготовившая ее вместе с Трейси Башкофф, это слово используется «в расширительном значении». Грин рассказывает, что термин «орфизм», подразумевающий лиричный и эмоциональный подход к искусству, вышел из широкого употребления. Но даже в тот период, когда он возник, далеко не все представители этого стиля принимали его. Робер Делоне и его жена, художница и дизайнер Соня Делоне, использовали собственный термин для обозначения основанной на цвете динамичной абстракции — «симультанизм», отсылающий к многоуровневому урбанистическому опыту XX века. Купка вовсе не попал в составленный Аполлинером короткий список орфистов из-за существовавшей между ними вражды; кроме того, художник в принципе отвергал любые попытки категоризации. Однако Грин подчеркивает, что художественный язык Купки был, безусловно, орфистским.

Франтишек Купка. «Диски Ньютона» (этюд для «Фуги в двух цветах». 1912.  Фото: The Philadelphia Museum of Art
Франтишек Купка. «Диски Ньютона» (этюд для «Фуги в двух цветах». 1912.
Фото: The Philadelphia Museum of Art

Особое место в экспозиции отведено двум работам Делоне и Купки из коллекции музея, которые выставляются впервые после недавней реставрации.

Робер Делоне, в первых художественных экспериментах которого часто повторяется изображение одной парижской готической церкви, позднее сделал своим лейтмотивом Эйфелеву башню и в какой-то степени способствовал тому, что ее стали воспринимать не как пережиток конца XIX века, а как провозвестницу модернизма. Одну из ранних работ этой серии, датированную самим художником 1910 годом, но, по словам Джули Бартен, старшего хранителя отдела живописи Музея Гуггенхайма, скорее всего, завершенную в 1911-м, «очистили от многолетнего слоя въевшейся грязи».

Робер Делоне. «Красная Эйфелева башня (La Tour rouge)». 1911–1912. Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Робер Делоне. «Красная Эйфелева башня (La Tour rouge)». 1911–1912.
Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York

Переходя к работе Купки 1935 года «Дивертисмент I», Бартен вспоминает, что музей приобрел ее еще в 2000 году, но реставрацию полотна долго откладывали, чтобы в итоге воспользоваться преимуществами таких инноваций, как технология нанесения наногеля, для очистки накопившихся за десятилетия грязи и копоти. Раньше картина находилась в частной коллекции. «Мы полагаем, что в помещении, где она висела, курили и топили камин», — объясняет старший хранитель.

Специфика построенного по проекту Фрэнка Ллойда Райта здания Музея Гуггенхайма редко позволяет ему выжать максимум из своего собрания искусства модернизма, поскольку знаменитый спиральный пандус чаще всего отводится под временные выставки. «Гармония и диссонанс» исправляет эту несправедливость, объединяя такие редко выставляемые работы из музейной коллекции, как «На Бруклинском мосту» (1917) Альбера Глеза и его же «Картина для созерцания с розовой и зеленой доминантой» (1942), написанная маслом на мешковине.

Альбер Глез. «На Бруклинском мосту». 1917.  Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York
Альбер Глез. «На Бруклинском мосту». 1917.
Фото: Solomon R. Guggenheim Museum, New York

Помимо очевидных имен, на выставке представлены близкие к орфизму произведения таких художников, как португалец Амадеу ди Соза-Кардозу и американцы Стэнтон Макдональд-Райт и Морган Расселл, которые использовали термин «синхромизм» для описания своих насыщенных цветом, музыкально-безумных абстракций.

По словам Грин, произведения, созданные в 1930-е и 1940-е годы — десятилетия спустя после орфизма в том виде, в каком его понимает большинство людей, — играют в экспозиции роль своеобразной коды. Например, они с Башкофф включили две работы Мейни Джеллетт, протеже Глеза, написанные в 1930-х. Грин полагает, что ее абстракция «Живопись» (1938) с яркими разноцветными дисками свидетельствует о том, что художница «примыкала» к орфизму.

Мейни Джеллетт. «Живопись». 1938.  Фото: National Museums NI
Мейни Джеллетт. «Живопись». 1938.
Фото: National Museums NI

Аполлинер умер от гриппа в 1918 году, Пикабиа стал дадаистом, а Робер Делоне вернулся к фигуративной живописи. Анализ более широкого влияния орфизма, к сожалению, не входит в задачи выставки. «Когда-нибудь нужно будет сделать часть II», — уверена Вивьен Грин.

Музей Гуггенхайма
«Гармония и диссонанс. Орфизм в Париже. 1910–1930-е»
До 9 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+