18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве

Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима

Шаблонные поколенческие характеристики помогают обозначить место художника в социуме определенного периода, но далеко не всегда пригодны для понимания сути творчества. С московским живописцем Натальей Нестеровой (1944–2022) обстояло именно так. Подобное случается: окружающие хвалят и возвеличивают, а сам автор лишь мысленно пожимает плечами, подозревая, что хвалят не совсем за то, за что следовало бы.

Вообще-то, ярлык «семидесятницы» подходил Нестеровой как мало кому другому: ее работы времен «развитого социализма» стали важным эстетическим маркером эпохи — тогда еще не воспринимавшейся в качестве уходящей, однако исподволь терявшей и прежний смысл, и прежний энтузиазм. Живописные произведения звездной художницы (этот статус был ею достигнут относительно быстро — наряду с соученицей и подругой юности Татьяной Назаренко) выглядели как своего рода «дозволенные речи», содержащие иносказания и оперирующие эзоповым языком, который в 1960–1980-е годы был весьма востребован в среде советской интеллигенции.

Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Для той аудитории Нестерова была своим, внутренне близким и вроде бы понятным художником. Своим, но не в доску, не до слияния родственных душ. Между автором и зрителем, взыскующим потаенной социальной критики, чувствовалась пусть минимальная, а все-таки дистанция. И в постсоветское время стало виднее, в чем было дело.

Оказалось, что художницу интересует не социально-психологическое, а бессознательно-аллегорическое. Присущий семидесятничеству «карнавализм» начал трансформироваться в большие визуальные притчи, принимающие форму полиптихов. Укрупнялись масштабы полотен, росли яркость красок и выпуклость фактуры, множились и множились смыслы. Раньше лица персонажей бывали чем-нибудь заслонены, потом к лицам приклеились маски, а еще потом сами персонажи стали ходячими масками — людьми-картами, людьми-глазами, людьми-буквами. К «историям» добавились «ребусы». Теперь те и другие попали в заглавие юбилейной выставки в Новой Третьяковке.

Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Экспозиция приурочена к 80-летию художницы и соединяет разные хронологические отрезки, хотя и не в формате подробной ретроспективы. Устроить такую было бы сложно технически. «Все работы, от первой до последней, у мамы были записаны, их больше 3,5 тыс.», — говорит сын художницы, сокуратор выставки Лев Нестеров-Раппопорт. Помимо того что произведения Нестеровой разбросаны по музеям на постсоветском пространстве, ее холсты обильно представлены в американских и европейских коллекциях. Собрать все воедино — задача сегодня непосильная, да и поди еще найди подходящее пространство, куда бы это поместилось. Неминуем был дайджест. «Решили показать основные большие работы, главным образом из собрания семьи, которые делались в последние три десятилетия, в том числе „Избиение младенцев“ 2015 года, которое я недавно подарил Третьяковской галерее. И к этим вещам примыкают более ранние, уже входившие в собрание Третьяковки», — объясняет Нестеров-Раппорт.

Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Номинально выставка включает три десятка произведений, половина из которых принадлежит Третьяковской галерее, а половина происходит из частных коллекций. Скромная арифметика не должна вводить в заблуждение: если считать по частям полиптихов, выйдет гораздо больше. Но все равно это заведомый пунктир, где главные темы только обозначены — зато обозначены весомыми работами. «Один из любимейших мотивов Натальи Нестеровой — карты; они возникали и в 1970-е, и в 1980-е годы, и особенно позднее, — говорит еще один сокуратор выставки, хранитель музейного отдела живописи второй половины XX века Светлана Коткина. — Можно сказать, что это сквозная линия выставки, которая ощутимо поддержана большим триптихом „Таро“ 1992 года из собрания Третьяковской галереи».

Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Наталья Нестерова. Истории и ребусы» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Другие сквозные линии — пиршества, цирк, охота. Будто бы отдельно от них — библейские сюжеты, однако нужно понимать, что для Нестеровой религиозные темы обычно увязаны с общим аллегорическим контекстом. Тревожная меланхолия и ненавязчивый абсурдизм, свойственные работам художницы советского времени, никуда не делись, но к ним добавились некоторые новые качества, в том числе непредсказуемая энергия, динамика. «Задача выставки — не показать развитие художницы, а представить каждое произведение, — объясняет Светлана Коткина. — Каждая из работ, которые мы демонстрируем, чем-то была для нее важна в тот или иной период. И каждая из картин — шедевр. Третьяковская галерея стала первым российским музеем, который в таком объеме покажет зрителю поздние многосоставные произведения Натальи Нестеровой».

Новая Третьяковка
«Наталья Нестерова. Истории и ребусы»
До 23 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+