18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музей на малой родине Матисса прирос за счет здания бывшего рынка

Экспозиция Музея Матисса.  Фото: Matisse Museum
Экспозиция Музея Матисса.
Фото: Matisse Museum
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Незадолго до смерти художник подарил родному Като-Комбрези коллекцию своих рисунков. С тех пор земляки не только чтят память о нем, но и подкрепляют ее действиями. Недавно Музей Матисса открылся после реконструкции — теперь в расширенном формате

К 70-й годовщине смерти Анри Матисса (1869—1954) музей, созданный в его честь и на его родине, в коммуне Като-Камбрези на севере Франции, вновь открылся 23 ноября после двухлетней реставрации, потребовавшей €13 млн и включавшей расширение пространства и его полную реконструкцию.

В 1952 году Матисс передал в дар родному городу 82 свои работы, в том числе 50 рисунков, которые выставлялись в зале регистрации браков в мэрии (там поженились его родители). Тридцать лет спустя ядро этой коллекции, которая продолжает пополняться, была перевезена в Фенелон, архиепископский особняк XVIII века постройки.

Музей Матисса.  Фото: Wikimedia Commons
Музей Матисса.
Фото: Wikimedia Commons

Затем, в 1992 году, город передал дворец и коллекцию в ведение Северному департаменту, власти которого выделили средства на реконструкцию, а также новые пристройки к особняку; трансформация заняла около десяти лет. Частные флигели и бывшее здание школы стали западным и восточным крыльями музея соответственно.

Два года назад музей смог выкупить территорию прилегавшего к нему крытого рынка, что дало еще одну возможность для расширения. Французское правительство выделило €1,5 млн на реконструкцию музея, €10,3 млн предоставили региональные власти, остальное — частные спонсоры.

У «рыночного» зала теперь три уровня: изначальный первый этаж, надстройка и новый подземный этаж, предназначенный для художественных школ. «Мы принимаем много групп. Раньше, когда они смешивались с обычными посетителями, здесь царил хаос», — говорит Софи Ле Фламан, заместитель директора музея. Благодаря девяти дополнительным залам экспозиция, охватывающая все периоды творчества художника, была полностью переформирована.

Экспозиция Музея Матисса.  Фото: Matisse Museum
Экспозиция Музея Матисса.
Фото: Matisse Museum

Новая постоянная экспозиция начинается с работ Матисса, а затем переходит к разделам, посвященным художникам-абстракционистам Огюсту Эрбену и Женевьеве Клесс, а также греческому искусствоведу Стратису Элефтериадису, известному как Териад, — их дары пополнили музейную коллекцию в 1956, 1982 и 2002 годах соответственно. «Долгое время сокровища Териада — произведения Пикассо, Миро, Леже — оттесняли работы Клесс на второй план. Мы рады, что наконец-то можем полноценно представить творчество этой художницы», — говорит Ле Фламан.

Три галереи посвящены различным техникам и жанрам, в которых творил Матисс (скульптура, гравюра и аппликации), здесь выставлены оригиналы и инструменты мастера.

Расширение пространства позволяет музею лучше представить работы художника. Например, рисунок углем на гипсе — портрет его внуков Клода, Жерара и Жаклин — был перенесен с первого на второй этаж. Сменили место и две скульптуры — лежащая на спине обнаженная работы Матисса и бронзовая версия «Стоящей женщины» Альберто Джакометти. Из внутреннего дворика они переместились под крышу.

Экспозиция Музея Матисса.  Фото: Matisse Museum
Экспозиция Музея Матисса.
Фото: Matisse Museum

В Музее Матисса по-прежнему нет ресторана, а вот сувенирный магазин был переделан в партнерстве с Maison Matisse — дизайнерским домом, основанным правнуком художника Жан-Маттье Матиссом. Жорж Матисс, который ведает вопросами авторских прав на работы прадеда, также поддержал метаморфозы музея. Первая выставка под названием «Как я создавал свои книги» будет посвящена иллюстрациям Матисса к 14 книгам, среди которых произведения Шарля Бодлера, Джеймса Джойса, Стефана Малларме и Пьера де Ронсара, а также обложкам для журнала Verve, который издавала компания Tériade. Ле Фламан надеется повторить успех выставки «Стать Матиссом», перед началом пандемии коронавируса привлекшей за четыре месяца 30 тыс. посетителей.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+