Первое кадровое решение ожидали. Музей истории ГУЛАГа приостановил работу еще 14 ноября — официально из-за того, что «специалистами Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве были выявлены нарушения пожарной безопасности». Десять лет никого не смущала вентиляционная камера, к которой возникли вопросы, а тут музей закрыли для посетителей. Пошли разговоры о том, что за паузой последует или смена руководства, или полная трансформация. В итоге место Романа Романова, возглавлявшего Музей истории ГУЛАГа с 2012 года, предложили Анне Трапковой, директору Музея Москвы, и та согласилась. Свой пост в музее, сосредоточенном на истории столицы, она не оставила, будет как-то совмещать. О шансах на возобновление работы Музея истории ГУЛАГа говорили со скептицизмом или вообще без надежды, но на заседании Совета по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ 22 января его председатель Валерий Фадеев заявил, что это произойдет в ближайшее время. «Я разговаривал с руководством Москвы. Никаких идей о закрытии музея нет. Скоро будут приняты все необходимые меры, и музей будет открыт», — заявил он. Характер «необходимых мер» не уточняется.
Следующие перестановки — уже на федеральном уровне. В Ростовском музее-заповеднике директора менять не собирались. Напротив, перед Новым годом Министерство культуры РФ продлило до конца 2027 года контракт с 53-летним Алексеем Золотухиным, который до назначения 2023 года занимал руководящие должности в ФБГУ «Росгосэкспертиза» (Государственный всероссийский центр экспертизы и сертификации в области охраны и реставрации памятников истории и культуры). Но 2 января он неожиданно скончался. Причины смерти не называются. Замену экстренно нашли в лице 40-летнего кандидата исторических наук Никиты Аникина, участника кадровой программы «Высшая школа управления в сфере культуры», до того работавшего заместителем гендиректора по развитию и внешним коммуникациям Музея современной истории России.
Кадровая программа ВШУК реализуется с февраля 2024 года и уже стала социальным лифтом для ряда новых в культурной среде персон. Так, представляла Аникина еще одна участница ВШУК, и.о. министра культуры Ярославской области Ирина Ширшова, занявшая эту должность летом. Кстати, через ту же программу в прошлом году должность руководителя Департамента воспитательной работы, просветительских проектов и специальных образовательных программ в сфере культуры в Министерстве культуры получила Юлия Полетыкина, Юлия Шуклина возглавила Министерство культуры Новосибирской области, а Полина Глинских стала директором Государственного исторического музея Южного Урала в Челябинске.
Вместе с назначением Никиты Аникина министр Ольга Любимова объявила о смене директора в другом кремле — Рязанском. Там досрочно сняли с поста Виталия Попова, возглавлявшего Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (РИАМЗ) с 2022 года. До того уроженец Рязанской области занимал должность министра культуры региона и оставил ее по собственному желанию, чтобы заняться переездом музея с территории кремля в новое здание площадью свыше 20 тыс. кв. м. Ему удалось запустить новый, современный музей. В 2025-м РИАМЗ должен окончательно покинуть переданную РПЦ территорию и открыть следующую порцию экспозиций в музейном центре. Местная культурная общественность и сотрудники музея назвали отставку Попова «оскорблением рязанской культуре». Его место займет педагог-психолог Инесса Фельдман, ранее работавшая в администрации Тулы. В 2023 году она стала победительницей V конкурса «Лидеры России», а в октябре 2024-го была назначена главой Департамента культуры и туризма Вологодской области. В Вологде успела переименовать департамент в министерство и разделить его на два ведомства — культуры и туризма. Причем Фельдман возглавила Минтуризма, а не культуры. «Тульские новости» пишут, что она не сработалась с губернатором Вологодской области Георгием Филимоновым.
Шоком для столичной культурной общественности стало увольнение Елизаветы Лихачевой, которая возглавляла Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина менее двух лет. Источник Forbes в Минкульте сообщил изданию, что было «много причин»: «Мало занималась музеем, много поездок, провокационных выступлений по всем поводам. Ничего положительного в музее не произошло». Он добавил, что поводом стала задержка в оформлении произведений на вывоз в Китай на большую сборную выставку из российских музеев. Но это и правда, скорее, повод. Проблема ведь не только в том, что Елизавета Лихачева делала громкие заявления (закрытие Музея истории ГУЛАГа, например, назвала «глупостью, граничащей с преступлением»), а новый логотип Пушкинского, где вместо силуэта главного здания появились соединенные буквы «п» и «м», критиковали. Основной задачей Лихачевой, как и до нее Марины Лошак, было завершение строительства музейного городка.
В мае 2024 года Елизавета Лихачева рассказала в интервью «Ведомостям», что от идеи углубиться под землю решили отказаться из-за состояния грунта и «космической» стоимости. Напомним, что бюро «Меганом», которое в 2014 году выиграло конкурс на реконструкцию музея после выхода из этой истории британского архитектора Нормана Фостера, спроектировало под зданиями ГМИИ им. Пушкина сеть переходов и так называемую цистерну — подземное пространство. Шесть лет назад Марина Лошак рассказывала, что его глубина составит 16 м. Елизавета Лихачева весной называла другую цифру — 12 м. Так или иначе, его не будет. Незадолго до заявления об отмене «цистерны», в апреле 2024-го, Наталья Зарубина, которая в ППК «Единый заказчик в сфере строительства» отвечает за музейные долгострои, в том числе музейный городок на Волхонке, рассказала нашему изданию, что проведен «значительный аудит по объектам», «возникли вопросы по подрядным организациям» и найдены «компромиссные варианты с музейными руководителями». Но со всеми ли?
Подводя итоги 2024 года, Елизавета Лихачева обтекаемо говорила о реконструкции и заявила, что завершить Депозитарно-реставрационный и выставочный центр (единственное новое здание, первый камень которого заложен в 2016 году) строители обещают к 2026-му, а весь музейный городок — к 2030-му. Но речь эта прозвучала неуверенно, несмотря на свойственный Елизавете Лихачевой твердый тон.
Теперь реконструкция Пушкинского станет головной болью Ольги Галактионовой, назначенной директором легендарного музея. Она с 2021 года руководила Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО», а до того занималась театральными и кинопроектами, работала на телевидении. В качестве директора РОСИЗО она успела отметиться серией выставок-блокбастеров, где чувствуется рука продюсера («ДК СССР», «17/37. Советская скульптура. Взлет», «Павел Филонов. Художник мирового расцвета», «Кукрыниксы»). Теперь и.о. директора стал ее заместитель Георгий Москвичев.
Оставила свой пост и директор Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени, что находится в подчинении столичному департаменту культуры, Ольга Журавлева. В отличие от коллег — по собственному желанию. Как рассказала Журавлева нашему изданию, она собирается сконцентрироваться на журналистике и вот-вот запустит новый радиопроект. Она ушла из преображенного ею камерного, но важного музея за полгода до окончания контракта.
Судя по всему, это не последняя перестановка в музеях. Известно, что контракт гендиректора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского заканчивается в сентябре, и, судя по всему, он готов передать свой пост преемнику. Но решение о назначении главы Эрмитажа принимает президент РФ, так что тут особый случай.