18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фонтаны и сады для императоров и поэтов

Каскад фонтанов виллы д‘Эсте.  Фото: София Багдасарова
Каскад фонтанов виллы д‘Эсте.
Фото: София Багдасарова
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Городок Тиволи близ Рима стал легендой благодаря своим красотам и жившим тут политикам и деятелям культуры. Но наслаждаться им можно и без знания древней истории

С точки зрения воистину богатых древних римлян, то есть людей уровня Лукулла и Мецената (чьи имена не зря стали нарицательными), сам город Рим был, в общем, местечком так себе. На тот момент самый большой мегаполис мира, он был наполнен миазмами и плебсом, кишечными палочками и народными бунтами, преторианцами и капризами императоров. Истинные сибариты предпочитали находившийся километрах в 30 южнее Тибур (то есть современный Тиволи), это была их Рублевка, Версаль, Кэмп-Дэвид. Таким Тибур, отдельно воспевавшийся за свежий и целительный воздух, и вошел в поэзию Вергилия, Катулла, Овидия и прочих. Поэтому нет ничего странного в том, что это лакомое местечко, прародитель всех летних загородных резиденций, сохранило для нас эталонные произведения архитектуры этого жанра. Причем не только античные, но и из других эпох. Два из них входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО: вилла Адриана и вилла д’Эсте. Таким образом, Тиволи — один из двух городов Италии, наряду с Павией, где памятников из списка ЮНЕСКО больше одной штуки (формально весь центр Рима или, скажем, Флоренции — один объект). А добывавшийся здесь веками камень травертин мы видим во множестве зданий в других городах — так, из него построены Колизей и базилика Святого Петра.

Туристов автобусы привозят из Рима одним днем, показывают одну-две достопримечательности и вечером увозят прочь. Мы же рекомендуем уделить несколько дней этому городу и длинному списку его зданий. Постройки его относятся к разным эпохам, ведь история Тиволи теряется во мраке веков. Античные авторы писали, что Тибур основан гораздо раньше самого Рима; современные историки говорят, что городище возникло в XIII веке до н.э. А в 1953 году один археолог, прогуливаясь в окрестностях Тиволи по ведущей в Рим Тибуртинской дороге, обнаружил пещеру, позже названную им «Грот Полезини». Она оказалась бывшей палеолитической стоянкой возрастом 10–12 тыс. лет, причем в ней было найдено и первобытное искусство (в Италии, в отличие от Испании, это не очень распространенный жанр). О древности места говорит и то, что здесь, по легендам, обитала одна из десяти сивилл древнего мира, та самая, которая якобы предсказала императору Августу пришествие Христа.

Много камня и зелени: так выглядит типичный дворик в Тиволи.  Фото: Cinzia Scurti/Unsplash.com
Много камня и зелени: так выглядит типичный дворик в Тиволи.
Фото: Cinzia Scurti/Unsplash.com

Утес, на котором был возведен тибуртинский акрополь, и сегодня приковывает взгляд, возвышаясь над заросшими ущельями и звенящими, причем довольно громко, речками. Городских стен на этой скале не сохранилось, однако ее вершину украшают два небольших античных храма.

На том же утесе, вплотную к древним колоннам, располагается ресторан Sibilla, основанный в 1720 году и с той поры ставший легендой. Его посещение было одним из пунктов Гран-тура богатых путешественников со всей Европы, поэтому стены ресторана украшают бесчисленные мемориальные таблички содержания «Икс тут ел в таком-то году», причем в роли Иксов выступают и полководцы XVIII века, и поэты романтизма, и русские великие князья со скандинавскими правителями XIX столетия, и современные Виндзоры с нынешними монархами с Аравийского полуострова. Столики уличной веранды ресторана примыкают к храмам вплотную, и, хотя ограда мешает заходить внутрь руин, вы вполне можете стряхнуть на мрамор парапета пепел сигары, ежели вы наслаждаетесь этим пороком. Знаменитые русские путешественники XIX века тоже тут бывали, а кто не бывал — тот читал классиков и видел пейзажи барокко и классицизма, на которых виды Тиволи и окружающих его холмов появлялись регулярно и неистребимо, от Юбера Робера и Сильвестра Щедрина до Камиля Коро и Берты Моризо.

Вид на город с акрополя.  Фото: София Багдасарова
Вид на город с акрополя.
Фото: София Багдасарова

Список античных памятников в Тиволи велик, хотя площадь города с 55 тыс. жителей — всего 68 кв. км. Сохранившийся в развалинах храм Геркулеса Победителя — самый большой в Италии из посвященных этому обожествленному герою и второй в античном мире после испанского в Кадисе. Руины его наружной части не очень восхищают, а вот подземные субструкции весьма романтичны. Также в городе можно посмотреть мосты, остатки амфитеатра, парочку мавзолеев — Плавтиев и весталки Коссинии, руины храмов и вилл. Важнейшая из них — вилла Адриана, которая располагается на окраине города и занимает 80 га. То есть под словом «вилла» тут подразумевается не милый загородный домик, а нечто вроде ВДНХ (кстати, и колонны там тех же ордеров!). Чтобы как следует насладиться прогулкой по загородной резиденции императора-мудреца, потребуется минимум полдня и хорошая корзинка для пикника. Весь полированный мрамор со стен виллы давно ободран, фрески осыпались, а выкопанные статуи украшают ватиканские музеи, однако размах ее до сих потрясает, как и во времена Пиранези, запечатлевшего ее лабиринты. (А вот следы виллы, которую Гай Цильний Меценат построил для Горация, увы, локализировать не удалось. Сам этот вельможа, имя которого стало нарицательным, жил рядом с храмом Геркулеса.)

Климат здесь идеальный, природа прекрасна даже по итальянским меркам, а они вообще-то тут избалованные донельзя. Рельеф из горок, ущелий и различных водоемов разнообразит ландшафт и позволяет разгуляться проектировщикам парков и садов каждой эпохи. Помимо ренессансной виллы д’Эсте (всего 7,5 га), большой славой пользуется парк виллы Грегориана (около 4 га), разбитый в 1830-х годах с переделкой предыдущих садов и сооружений, включая древнеримские водоносные системы и виллу Манлия Вописка, воспетую Горацием. Этот парк находится в самом сердце города и де-юре даже включает зону акрополя, а также водопад 120-метровой высоты, не говоря о множестве заманчивых дорожек и тенистых гротов. А в 6 км к западу от Тиволи находятся горячие источники Albulae Aquae («Белые воды»), воспетые еще в Античности за целебность, а также за удивительный голубой цвет. На исчезнувшей вилле поблизости жила пленная Зенобия, царица Пальмиры (не северной — настоящей), поэтому иногда их называют «Ваннами царицы Зенобии», а центральный из источников официально назван «Лаго делла Реджина» («Озеро царицы»).

Вид на собор Святого Лаврентия.  Фото: Tony Dutschler/Unsplash.com
Вид на собор Святого Лаврентия.
Фото: Tony Dutschler/Unsplash.com

Католическое искусство в Тиволи, разумеется, тоже представлено. Главный храм города — собор Святого Лаврентия — был завершен в XVII веке, причем в его конструкциях до сих пор видны останки древнеримской форумной базилики, на месте которой было поставлено святилище. Его главный неф украшен в XIX веке, то есть скучен, а вот в часовнях можно найти образцы интересного средневекового и ренессансного искусства. Из других церквей отметим храм Святого Иоанна Евангелиста, украшенный фресками, ранее приписывавшимися Мелоццо да Форли, а ныне — анонимному Мастеру Тиволи.

Сам Тиволи, особенно в центре, представляет собой идеальную декорацию для фильма о старинном городке провинциальной Италии. Узкие улочки, красивые дома, белье на балконах. В Тиволи постоянно проводятся музыкальные фестивали, сосредоточенные на средневековой, ренессансной и барочной музыке. А вот современное искусство сюда все никак не завезут — впрочем, этому городу оно, наверное, будет совсем не к лицу. 


Акрополь

Акрополь.  Фото: София Багдасарова/TANR
Акрополь.
Фото: София Багдасарова/TANR

На вершине утеса-акрополя стоят два небольших храма. Каким божествам они были посвящены — неизвестно, однако круглый традиционно называется храмом Весты, а прямоугольный — храмом Сивиллы. В XVIII–XIX веках храм Весты полюбился живописцам и архитекторам — его силуэт можно увидеть на множестве классицистических пейзажей, а формы скопированы в нескольких зданиях от США до Польши.


Вилла Адриана

Вилла Адриана.  Фото: София Багдасарова/TANR
Вилла Адриана.
Фото: София Багдасарова/TANR

Кроме запасов еды и удобных кроссовок для наслаждения этой виллой II века н.э. потребуется и отличное воображение: уж слишком много тут остатков былого величия, уж слишком растащили ее мраморы на другие стройки бесстыдные потомки. Впрочем, в ближайшее время для прогулок по ее руинам планируется выпуск очков дополненной реальности, которые должны достраивать архитектуру во всей полноте.


Рокка Пия

Рокка Пия.  Фото: Valentina Paschetto/Unsplash.com
Рокка Пия.
Фото: Valentina Paschetto/Unsplash.com

Идеально правильная ренессансная крепость, построенная в середине XV века по приказу папы Пия II, стоит на римском амфитеатре и включает несколько кусков его кладки. Рокка-Пия знаменита тем, что здесь 3 сентября 1539 года папа Павел III одобрил прошение Игнатия де Лойолы о создании ордена иезуитов. Для нормального посещения туристов крепость, до 1960-х служившую тюрьмой, все никак не откроют.


Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте.  Фото: Jean-Pierre Dalbera
Вилла д’Эсте.
Фото: Jean-Pierre Dalbera

Помимо невероятной красоты садов с крутыми лестницами и каскадами фонтанов, отдельную ценность представляет дворец, возвышающийся над городом и украшенный невероятной красоты ренессансными фресками. Интерьеры для сына Лукреции Борджиа расписывало несколько мастеров, самый известный из них — Федерико Цуккаро. А в XVII веке к его дальнейшему украшению приложил руку Лоренцо Бернини.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+