Итальянский художник эпохи Возрождения Лудовико Маццолино (1480–1528) был известен в первую очередь небольшими, почти миниатюрными композициями на религиозные сюжеты, которые он создавал для аристократической клиентуры. Ближе к концу карьеры, в виде редчайшего исключения (предположительно, по специальным заказам), он написал ряд более крупных картин, и эти произведения стали реставрационным кошмаром для последующих владельцев. Известно лишь о трех таких работах в государственных собраниях — в Берлине, Дублине и Риме, и из них только состояние картины «Христос среди учителей» в римской Галерее Дориа — Памфили достаточно стабильно для того, чтобы демонстрировать ее в постоянной экспозиции.
В число этих редкостей входит и картина «Переход через Красное море» (1521). Она находится в собрании Национальной галереи Ирландии с 1914 года, но за все это время ее ни разу не экспонировали. Теперь, благодаря гранту в размере €25 тыс. от Европейского фонда изящных искусств, запущен проект по исследованию и реставрации картины. Он не только позволит впервые показать ее, но и поможет владельцам других подобных работ решить некоторые из их проблем.
«Это довольно известное произведение, и к нам нередко обращаются с просьбой выдать его на выставку, но в его нынешнем состоянии это попросту невозможно», — рассказывает Ифа Брейди, куратор отдела итальянского и испанского искусства Национальной галереи Ирландии. Недавно Брейди и ведущий реставратор проекта Мария Кэнава осмотрели две другие картины Маццолино. Специалисты из Дублина позавидовали сохранности римской картины и пришли к выводу, что состояние берлинской работы, находящейся в хранилище Государственных музеев, столь же печально, как и их собственной.
В интерпретации Маццолино библейская история о том, как воды Красного моря расступились перед евреями, чтобы затем обрушиться на преследующую их египетскую армию, представляет собой очень необычную, изобилующую деталями композицию с причудливой перспективой. Голубые воды кишат фигурами людей и лошадей, на берегу евреи возносят благодарственные молитвы за благополучный переход, Бог взирает на происходящее с высоты облаков, а ангел на коне мчит с небес на землю. В композиции смогли насчитать более 130 видимых фигур, однако под нынешним красочным слоем скрыто еще больше персонажей, позже записанных самим автором, но теперь выявленных с помощью рентгенографии и инфракрасной фотографии.
Краски сохранили поразительную яркость. «Главным заказчиком Маццолино был герцог Феррары, так что художник мог позволить себе очень качественные краски», — объясняет Брейди. Анализ микроскопических образцов обнаружил содержание таких баснословно дорогих пигментов, как лазурит. Однако налицо и проблемы. Хотя эксперты восхищаются качеством самой основы, которая по-прежнему остается необычайно ровной, на обширных участках краска вздулась, а также появились утраты красочного слоя в тех местах, где расположены шпонки-бабочки, скрепляющие дубовые доски. Попытки скрыть повреждения и утраты, предпринятые в 1970-е годы, были явно неудачными. При реставрации также необходимо будет сохранить и защитить оригинальный лак и находящиеся под ним лессировки, дошедшие до нас в удивительно хорошем состоянии.
Исследования продолжаются, но уже сейчас эксперты высказывают мнение, что методы грунтовки, которые Маццолино использовал при подготовке досок для малоформатных работ, оказались непригодны для того, чтобы удерживать красочный слой на больших поверхностях.
Все работы над «Переходом через Красное море» ведутся в стенах дублинской галереи, чтобы хрупкую картину не выносить из здания. Раньше нуждающиеся в реставрации экспонаты бережно транспортировали по ночам через дорогу в научные лаборатории Тринити-колледжа, оснащенные рентгеновским и другими аппаратами, но теперь, благодаря поддержке частного мецената, в дополнение к уже имевшейся реставрационной мастерской у музея появилась лаборатория с ультрасовременным оборудованием.
Симоне Манчини, глава реставрационного отдела музея, рассказывает, что сейчас завершается этап всестороннего анализа и по его результатам реставраторы наметят следующие шаги. Он уверен, что им удастся стабилизировать состояние картины настолько, чтобы ее можно было впервые экспонировать уже в 2025 году. «Мы собираемся поднять вокруг этого некоторую шумиху», — говорит Брейди.