18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом-палимпсест на краю истории: яркий пример любительской реставрации

Гостиная и мебель эпохи Александра II. Фото: Людмила Гройсер
Гостиная и мебель эпохи Александра II.
Фото: Людмила Гройсер
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Петербуржцы своими силами и на собственные средства восстанавливают старинную финскую квартиру в Выборге. За шесть лет дело продвинулось существенно — хотя реставрационный бюджет уже впятеро превысил расходы на приобретение недвижимости

Покупка квартиры в старинном доме может, как в водоворот, затянуть новых владельцев в сложный и затратный мир сохранения исторического наследия. Петербургский режиссер-документалист Глеб Петров и его друзья, совладельцы квартиры в самом центре Выборга, уже почти шесть лет восстанавливают интерьеры одной из исторических квартир.

Большой деревянный дом неподалеку от площади Старой ратуши — все, что сохранилось от бывшей усадьбы коллежского асессора Пера Урсина, построенной в 1840 году по проекту архитектора Карла Лесцига. В 1922 году дом приобрела торгово-промышленная компания Hackman & Co и разделила его на несколько доходных квартир.

Вид дома № 4 по улице Сторожевой башни. Фото: стоп-кадр из видео, Петров Глеб
Вид дома № 4 по улице Сторожевой башни.
Фото: стоп-кадр из видео, Петров Глеб

Объявление о продаже квартиры в доме № 4 по улице Сторожевой башни Глеб Петров увидел в интернете в 2018 году. Его впечатлили местоположение и планировка, хотя даже по фотографиям было понятно, что на восстановление потребуется немало сил и средств. «Моих денег не хватало — обратился к друзьям, — рассказал нашему изданию Глеб Петров. — Поехали смотреть дом. Увиденное ужаснуло и восхитило одновременно, и мы скинулись на покупку».

Изначально новые владельцы не ставили себе задачу вернуть интерьерам подлинный облик. Хотели в первую очередь избавиться от наследия советского быта: после войны бывшую отдельную квартиру сделали коммунальной. На тот момент весь дом уже имел статус выявленного объекта культурного наследия; предметами охраны считаются внешний облик, несущие конструкции дома и печи внутри него.

Расчищая квартиру и делая для себя неожиданные открытия, новые хозяева решили попробовать вернуть ей исторический облик, насколько возможно. Искали сведения об истории дома в российских и финских архивах. Летом 2019 года даже предприняли поездку в Финляндию по местам, где можно увидеть постройки такого типа.

Вид дома № 4 по улице Сторожевой башни. Фото: Ольга Рогозина
Вид дома № 4 по улице Сторожевой башни.
Фото: Ольга Рогозина

После расчистки квартиры от мебели советского и постсоветского времени решили раскрыть стены, чтобы понять состояние бревен. По углам выпилили участки штукатурки и увидели оригинальные обои. В это время Глеб Петров познакомился в соцсетях с известным историком архитектуры Игорем Киселевым и рассказал ему о доме. Тот посоветовал раскрыть не только стены, но и полы, а особенно — потолки, где можно найти роспись или лепнину. Фактически Игорь Киселев стал неофициальным консультантом Петрова и компании, а в 2019 году даже приезжал в Выборг и дал высокую оценку усилиям хозяев квартиры.

Всю советскую штукатурку удалили, под ней открылся слой обоев 1920-х годов. А под ними — кусочки обоев 1840-х. Образцы всех исторических слоев показали специалистам Русского музея, которые определили химический состав и возраст бумаги. «Наклеили обои 1922 года на специальные панели на петлях, — рассказал Глеб Петров. — Их можно открывать как створки и показывать бревна сруба, фрагменты исторических обоев и бумаги, которыми обклеивали бревна первые хозяева. Реставрировать обои помогли студенты Училища Штиглица, которые работали у нас летом».

С полов в комнатах сняли оргалит и увидели отлично сохранившиеся широкие крашеные доски. Раскрыть красочный слой середины XIX века помогли профессиональные реставраторы. В коридоре на полу лежали прогнившие доски советского времени, лаги под ними тоже сгнили. Полы разобрали, потом договорились со знакомыми строителями, разбиравшими на дрова старые дома в Ленинградской области, и они привезли бревна из дома постройки 1880 года, из них нарезали доски нужной ширины. На потолке в коридоре провисла вагонка, а когда ее вскрыли, обнаружили трафаретную роспись середины XIX века. На полное раскрытие у хозяев на тот момент не было средств, поэтому решили открыть только два небольших участка, чтобы показать хотя бы кусочек подлинного потолка.

Многоцветная трафаретная роспись середины 19-го века.  Фото: Олег Еверзов
Многоцветная трафаретная роспись середины 19-го века.
Фото: Олег Еверзов

«Когда рассказываешь об этой работе, кажется, что все делается быстро и легко, — говорит Глеб Петров. — Но прошло уже шесть лет, и мы за это время потратили в пять раз больше средств, чем когда-то на покупку квартиры. А впереди еще очень много работы. И я уверен, что мы сделали правильный выбор».

Восстанавливать квартиру в старинном выборгском доме Петрову и его компаньонам помогают родственники, друзья, коллеги, случайные знакомые. Одни дарят мебель, аналогичную той, что могла бы стоять в квартире в XIX веке, другие — посуду, третьи помогают организовывать экскурсии, чтобы познакомить гостей города с подлинными интерьерами и бытом старинного финского дома. 

Самое читаемое:
1
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
2
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
3
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
4
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
5
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
6
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
7
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+