Покупка квартиры в старинном доме может, как в водоворот, затянуть новых владельцев в сложный и затратный мир сохранения исторического наследия. Петербургский режиссер-документалист Глеб Петров и его друзья, совладельцы квартиры в самом центре Выборга, уже почти шесть лет восстанавливают интерьеры одной из исторических квартир.
Большой деревянный дом неподалеку от площади Старой ратуши — все, что сохранилось от бывшей усадьбы коллежского асессора Пера Урсина, построенной в 1840 году по проекту архитектора Карла Лесцига. В 1922 году дом приобрела торгово-промышленная компания Hackman & Co и разделила его на несколько доходных квартир.
Объявление о продаже квартиры в доме № 4 по улице Сторожевой башни Глеб Петров увидел в интернете в 2018 году. Его впечатлили местоположение и планировка, хотя даже по фотографиям было понятно, что на восстановление потребуется немало сил и средств. «Моих денег не хватало — обратился к друзьям, — рассказал нашему изданию Глеб Петров. — Поехали смотреть дом. Увиденное ужаснуло и восхитило одновременно, и мы скинулись на покупку».
Изначально новые владельцы не ставили себе задачу вернуть интерьерам подлинный облик. Хотели в первую очередь избавиться от наследия советского быта: после войны бывшую отдельную квартиру сделали коммунальной. На тот момент весь дом уже имел статус выявленного объекта культурного наследия; предметами охраны считаются внешний облик, несущие конструкции дома и печи внутри него.
Расчищая квартиру и делая для себя неожиданные открытия, новые хозяева решили попробовать вернуть ей исторический облик, насколько возможно. Искали сведения об истории дома в российских и финских архивах. Летом 2019 года даже предприняли поездку в Финляндию по местам, где можно увидеть постройки такого типа.
После расчистки квартиры от мебели советского и постсоветского времени решили раскрыть стены, чтобы понять состояние бревен. По углам выпилили участки штукатурки и увидели оригинальные обои. В это время Глеб Петров познакомился в соцсетях с известным историком архитектуры Игорем Киселевым и рассказал ему о доме. Тот посоветовал раскрыть не только стены, но и полы, а особенно — потолки, где можно найти роспись или лепнину. Фактически Игорь Киселев стал неофициальным консультантом Петрова и компании, а в 2019 году даже приезжал в Выборг и дал высокую оценку усилиям хозяев квартиры.
Всю советскую штукатурку удалили, под ней открылся слой обоев 1920-х годов. А под ними — кусочки обоев 1840-х. Образцы всех исторических слоев показали специалистам Русского музея, которые определили химический состав и возраст бумаги. «Наклеили обои 1922 года на специальные панели на петлях, — рассказал Глеб Петров. — Их можно открывать как створки и показывать бревна сруба, фрагменты исторических обоев и бумаги, которыми обклеивали бревна первые хозяева. Реставрировать обои помогли студенты Училища Штиглица, которые работали у нас летом».
С полов в комнатах сняли оргалит и увидели отлично сохранившиеся широкие крашеные доски. Раскрыть красочный слой середины XIX века помогли профессиональные реставраторы. В коридоре на полу лежали прогнившие доски советского времени, лаги под ними тоже сгнили. Полы разобрали, потом договорились со знакомыми строителями, разбиравшими на дрова старые дома в Ленинградской области, и они привезли бревна из дома постройки 1880 года, из них нарезали доски нужной ширины. На потолке в коридоре провисла вагонка, а когда ее вскрыли, обнаружили трафаретную роспись середины XIX века. На полное раскрытие у хозяев на тот момент не было средств, поэтому решили открыть только два небольших участка, чтобы показать хотя бы кусочек подлинного потолка.
«Когда рассказываешь об этой работе, кажется, что все делается быстро и легко, — говорит Глеб Петров. — Но прошло уже шесть лет, и мы за это время потратили в пять раз больше средств, чем когда-то на покупку квартиры. А впереди еще очень много работы. И я уверен, что мы сделали правильный выбор».
Восстанавливать квартиру в старинном выборгском доме Петрову и его компаньонам помогают родственники, друзья, коллеги, случайные знакомые. Одни дарят мебель, аналогичную той, что могла бы стоять в квартире в XIX веке, другие — посуду, третьи помогают организовывать экскурсии, чтобы познакомить гостей города с подлинными интерьерами и бытом старинного финского дома.