18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Останки древнеегипетской жрицы найдены в гробнице ее отца

Двойной саркофаг, обнаруженный в погребальной камере Ити, был декорирован весьма мастерски.  Фото: Jochem Kahl/The Asyut Project
Двойной саркофаг, обнаруженный в погребальной камере Ити, был декорирован весьма мастерски.
Фото: Jochem Kahl/The Asyut Project
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Такие находки, похоже, не иссякнут никогда. Гробница Джефайхапи I, правителя провинции Асьют, давно исследована, но рядом обнаружилось захоронение его дочери. Хотя в камере побывали древние мародеры, тем не менее ее открытие значимо для археологов

Работающие в Египте археологи обнаружили захоронение жрицы по имени Ити, жившей 4 тыс. лет назад, в эпоху Среднего царства. Ее останки, а также изысканно расписанные саркофаги и погребальный инвентарь найдены на дне потайной шахты в гробнице ее отца Джефайхапи I, который был правителем провинции Асьют (Сиут), расположенной в 320 км к югу от Каира.

«Это выдающаяся находка как в эстетическом, так и в научном отношении», — пишет египтолог Йохем Каль из Свободного университета Берлина в статье, опубликованной на университетском сайте. Экспедиция под его руководством еще в 2022 году начала расчищать шахту, о существовании которой до того не было известно. Раскопав шахту на 14 м в глубину за три полевых сезона, объединенная немецко-египетская команда обнаружила заложенную камнями боковую комнату. Она оказалась погребальной камерой Ити.

В камере успели побывать древние расхитители, укравшие ювелирные украшения и все металлические предметы, которые им удалось найти, но многое осталось нетронутым. Среди этих находок выделяются два изящно расписанных и вложенных друг в друга саркофага, каждый весом около 200–300 кг. «Саркофаги Ити с их декором превосходят мастерством исполнения аналогичные предметы того времени и не уступают по качеству надписям и изображениям, обнаруженным в гробнице ее отца», — отмечает Каль. Они расписаны изображениями ритуальных предметов, украшены иероглифическими списками подношений и титулов, а также надписями из «Текстов саркофагов» — сборника заклинаний, призванных помочь Ити и защитить ее на пути по загробному царству. Столь значительное количество текстов, по мнению Каля, «позволит сделать выводы о роли женщин и о передаче знаний в Древнем Египте».

Останки жрицы Ити, а также изысканно расписанные саркофаги и погребальный инвентарь найдены на дне потайной шахты в гробнице ее отца Джфайхапи I, который был правителем провинции Асьют (Сиут). Фото: Jochem Kahl/The Asyut Project
Останки жрицы Ити, а также изысканно расписанные саркофаги и погребальный инвентарь найдены на дне потайной шахты в гробнице ее отца Джфайхапи I, который был правителем провинции Асьют (Сиут).
Фото: Jochem Kahl/The Asyut Project

Кроме того, обнаружены канопы Ити — четыре сосуда, предназначенные для хранения внутренних органов жрицы, которые удалили в процессе мумификации, а также деревянные статуэтки, кинжал и подношения в виде пищи. В погребальной камере найдены и кости жрицы вместе с фрагментами ее одежды, поврежденные древними грабителями. На основании данных первичного исследования останков можно предположить, что Ити умерла в возрасте около 40 лет, а при жизни испытывала проблемы со ступнями.

Титулы Ити, сопровождающие ее имя на погребальных принадлежностях, сообщают, что она была «жрицей Хатхор», египетской богини любви, материнства, музыки и танца, и «хозяйкой дома», что говорит о том, что она вела собственное хозяйство и занимала высокое положение в обществе. Это единственная известная нам дочь Джефайхапи I, обладавшего огромной властью правителя Асьюта (Сиута), важного стратегического и торгового центра, расположенного между Мемфисом и Фивами. Джефайхапи I, живший около 1880 года до н.э., был не просто выдающейся личностью, древние египтяне его обожествляли и хранили память о нем на протяжении многих веков. Его гробница — одно из самых крупных захоронений, принадлежащих человеку не царских кровей. Она украшена многочисленными росписями, и в ней есть камеры, вырубленные глубоко в скале; высота потолков в камерах местами превышает 11 м.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+