18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Осмысленное искусство» представили на выставке «Искусство труда»

Татьяна Павлова. «Северный морской путь». Выставка «Искусство труда». Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Татьяна Павлова. «Северный морской путь». Выставка «Искусство труда».
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Живопись, скульптура, графика — около 200 произведений объединила экспозиция в рамках шестого сезона фестиваля «Время, вперед!»

В залах Союза художников России в Западном крыле Новой Третьяковки развернулась яркая и многогранная выставка «Искусство труда», которая представляет собой настоящую витрину лучших работ фестиваля «Время, вперед!». На протяжении всего прошлого года художники отправлялись в увлекательные путешествия по предприятиям — партнерам проекта, погружаясь в живые рабочие процессы и вдохновляясь величием промышленной архитектуры.

«Для нас крайне важно продолжать успешную практику знакомства художников с действующими производствами. Искусство наполняет жизнь новыми смыслами, а труд, искусство труда для многих из нас — это не просто работа, это смысл жизни», — отметил председатель жюри фестиваля Константин Бабкин.

Выставка стала не просто площадкой для демонстрации искусства — она задает важные вопросы о взаимодействии человека с рукотворным и природным.

Инсталляция Наталии Цветковой «Руки творца», размещенная под потолком одного из залов выставки «Искусство труда».  Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Инсталляция Наталии Цветковой «Руки творца», размещенная под потолком одного из залов выставки «Искусство труда».
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Каждое произведение заставляет нас задуматься о том, как мы можем изменить мир вокруг себя через призму творчества. Искусство здесь — это не только отражение реальности, но и мощный инструмент для изменения восприятия труда как важной части нашей жизни. Экспозиция показывает зрителю миры, полные эмоций, размышлений и неожиданных открытий. Каждое произведение здесь — это приглашение к диалогу, к исследованию того, как труд, искусство и жизнь переплетаются в нашем восприятии и как любой из нас может создавать красоту и смысл в каждом мгновении деятельности.

СПРАВКА
Финалисты шестого сезона фестиваля «Время, вперед!»

Номинация «Живопись»

1-е место: Дарья Тихомирова, «Символ эпохи»

2-е место: Юлия Волконская, «На арктическом шельфе»

2-е место: Дмитрий Мясников, «Трудяги войны»

3-е место: Андрей Буртов, «Новая картина»

3-е место: Татьяна Павлова, «Северный морской путь»

3-е место: Игорь Скориков, «Пасечник»

3-е место: Ольга Дроб-Первушина, серия Resource

Номинация «Графика»

1-е место: Рена Аверина, триптих «Индустриальная серия»

2-е место: Василиса Никулина, «Место рождения нефти»

2-е место: Таисия Крикунова, «RA-73739»

3-е место: Анастасия Нестерова, серия «Рускеальский экспресс отправляется»

3-е место: Анжела Кожова, «Судомеханики»

3-е место: Татьяна Низамова, «Вперед на грозу!»

3-е место: Мария Головкина, «ГЭС-2. Новое дыхание»

Номинация «Инсталляция»

1-е место: Наталья Фокина, «Безликие»

Номинация «Скульптура и ДПИ»

1-е место: Алексей Чепашов, «Тушила»

2-е место: Виктория Тищенко, «Труд скульптора. Начало»

2-е место: Елена Вагина, «Рыбак. Девушка с фруктами»

3-е место: Мария Барковская, «Тебе златые горы и поля»

3-е место: Елена Захарова, «Кондуктор»

3-е место: Елена Седова, «Подсолнухи»

3-е место: Ольга Колосова, «Земля цветущая»

Еще…
Дарья Тихомирова. «Символ эпохи». Номинация «Живопись», 1-е место.  Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Рена Аверина. Триптих «Индустриальная серия». Номинация «Графика», 1-е место.  Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Наталья Фокина. «Безликие». Номинация «Инсталляция», 1-е место.  Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Алексей Чепашов. «Тушила».  Номинация «Скульптура», 1-е место.  Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Дарья Тихомирова. «Символ эпохи». Номинация «Живопись», 1-е место.
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Рена Аверина. Триптих «Индустриальная серия». Номинация «Графика», 1-е место.
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Наталья Фокина. «Безликие». Номинация «Инсталляция», 1-е место.
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Алексей Чепашов. «Тушила». Номинация «Скульптура», 1-е место.
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

В этом году жюри, в состав которого вошли и заслуженные художники, и директора заводов, рассмотрело рекордное количество заявок — более 2 тыс. Из них для участия в итоговой выставке было отобрано 190 произведений, каждое из которых рассказывает уникальную историю. В своей приветственной речи народный художник Российской Федерации и председатель правления Союза художников России Андрей Ковальчук сказал, что с момента проведения первого фестиваля интерес к этому формату сотрудничества растет не только среди художников, но и среди руководства заводов и предприятий. Он также отметил, что на выставке открыл множество молодых талантов, «которые вскоре вступят в Союз художников».

Выставку «Искусство труда» объединила основная тема — «Трансформация»: художники под различными углами анализируют, как труд меняет жизнь человека и окружающую среду. В рамках этой темы выделено четыре направления: «Природа», «Состояние», «Материя» и «Энергия».

Раздел «Природа» погружает нас в физические изменения, происходящие под воздействием человеческой деятельности. Здесь художники используют разнообразие техник и медиумов, чтобы передать свои ощущения.

Игорь Скориков. «Пасечник» (в центре). Выставка «Искусство труда». Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Игорь Скориков. «Пасечник» (в центре). Выставка «Искусство труда».
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Живопись Игоря Скорикова на картине «Пасечник» демонстрирует мастерство исполнения в лучших традициях портретов эпохи Возрождения, а живописная работа Александра Бельмасова «Она и гусь», с одной стороны, отсылает нас к работам Гранта Вуда, особенно к его знаменитой «Американской готике», а с другой — забавно дополнена актуальными деталями из нашего времени. Бронзовое панно Алексея Чепашова «Жатва» отражает уже промышленные масштабы труда, где комбайны стройными рядами убирают урожай зерновых. Трогательная картина Марии Дончук «Отец и сын» показывает игрушечный грузовичок и его «отца», наблюдающих за работой коллег в карьере. Это не просто изображение, но метафора мечты и преемственности поколений. «Трудовые будни нефтяника» Алевтины Юрчак погружают зрителя в тонкости рабочих процессов в этой отрасли, а масштабный холст Юлии Волконской «На арктическом шельфе» иллюстрирует суровые реалии добычи нефти среди величественных, но безжалостных пейзажей Крайнего Севера, заставляя зрителя задуматься о цене этого труда.

Раздел «Материя» включает в себя осмысление художниками следующего после добычи этапа — производства в самом широком смысле, от превращения сырья в готовую продукцию и строительства зданий до открытия и создания чего-то, ранее в мире не существовавшего.

Неожиданный взгляд на наследие советского монументального искусства представила молодая художница Дарья Тихомирова в работе «Символ эпохи», в которой запечатлела создание фрагмента скульптурной группы «Рабочий и колхозница», передавая дух времени через детали. «Ноги рабочего и колхозницы выражают тесную спаянность, но нога рабочего в большей степени передает устойчивость и величие, что соответствует творчеству периода Советского Союза, поэтому я изобразила именно ее», — уточняет автор. Картина заняла 1-е место в номинации «Живопись».

Посетители выставки «Искусство труда» у работы Анастасии Нестеровой «Серия „Рускеальский экспресс отправляется“». Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Посетители выставки «Искусство труда» у работы Анастасии Нестеровой «Серия „Рускеальский экспресс отправляется“».
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Павел Ефанов в работе «Кофе-брейк» предлагает зрителю взглянуть в необычном ракурсе на будни монтажников-высотников. Его картина словно замораживает время, фиксируя мгновение, когда работники отрываются от своих дел, чтобы насладиться чашкой кофе. В этом простом акте скрыта глубина человеческого опыта: усталость, радость общения, краткие минуты отдыха в рутине. Это полотно напоминает о том, как важны маленькие паузы в нашем трудовом ритме.

Скульптура «Сердце завода» Алексея Кашанова погружает нас в саму суть механизма под названием «Ростсельмаш». Он мастерски сочетает функциональность и эстетику, создавая образ, который передает мощь и красоту этого сложнейшего объекта. В его работе каждая деталь — не просто часть машины, а символ труда и технологий, которые движут прогрессом. Яркие цвета и динамичные формы словно оживляют скульптуру, позволяя зрителю почувствовать пульс завода, его ритм и энергию.

Иванна Степанова представляет серию минималистичной графики, где отражается «творческий труд и мимолетная красота московского метро». Она запечатлевает моменты проходки тоннелей и создания станций — этот невидимый для большинства процесс становится центральным элементом ее работ. Степанова демонстрирует, как после завершения строительства вся эта ажурная архитектура исчезает из поля зрения обычного пассажира, оставаясь лишь в памяти тех, кто был частью этого процесса.

Теплое впечатление производит картина Юрия Шерова «Скоро будет водопровод — вот!», выполненная в стиле наивного искусства. В ней он фиксирует сценку из деревенской жизни, где коммунальщики «Водоканала» с улыбками на лицах трудятся над созданием коммуникаций. Эта работа словно переносит нас в атмосферу простоты и искренности, показывая, как важен труд людей, обеспечивающих комфорт и удобство в повседневной жизни. Каждая деталь картины вызывает ностальгию по простым радостям жизни.

На переднем плане работа Дарьи Стужук «Донская степь». Выставка «Искусство труда».  Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
На переднем плане работа Дарьи Стужук «Донская степь». Выставка «Искусство труда».
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

В разделе «Энергия», как можно предположить из его названия, собраны произведения, отражающие процесс создания света, тепла и движения — элементов, которые запускают поезда, движут корабли, возводят дома.

Инсталляция «Ремонт Большой Медведицы» Елены Запрудских представляет собой фэнтезийную вариацию на тему «зажигания звезд». Работа передает в прямом смысле «ламповое» настроение, где каждая звезда — это не холодная точка на небосводе, а вполне осязаемый предмет, нуждающийся в заботе человека. С инсталляцией возможно взаимодействие: любой желающий может выкрутить лампочку из одного патрона и поставить его в соседний свободный.

Графика Марии Головкиной под названием «ГЭС-2. Новое дыхание» повествует о трансформации индустриального пространства исторической московской электростанции в современный культурный центр. Здесь мы видим, как старые стены обретают новую жизнь: искусство и культура наполняют пространство, создавая атмосферу вдохновения и творчества. Это не просто здание — это место, где пересекаются прошлое и будущее, где энергия труда превращается в энергию идей.

На гипсовом барельефе «Диффузия в газах» Маргариты Мхитарян заглавная тема раздела открывается с неожиданного ракурса: «люди беспорядочно движутся, как молекулы в газе, постоянно куда-то бегая по делам». Это метафора современного общества — человеческий улей, который нескончаемо трудится, приводя организм города в вечное движение. Каждый элемент барельефа наполнен жизнью и динамикой, отражая сложные взаимодействия между людьми.

Четвертый раздел выставки самый многогранный: он посвящен трансформации состояния человека в процессе труда. Это и подъем сил, и усталость после трудового дня, вдохновение или преодоление трудностей.

Скульптура Ульяны Акимченко «Наш человек» из эпоксидной смолы в виде головы, наполненной шестеренками и прочими деталями, является метафорой современного члена социума. Она заставляет задуматься о том, как технологии и промышленность влияют на личность. Каждая из шестеренок символизирует частичку нашего труда и усилий.

В экспозиции много портретов тружеников самых разных профессий, их объединяют теплота в глазах и искренность улыбки. Это и «Рушница» Ольги Лысенковой, и «Формовщица» Людмилы Курилович, и «Рассвет жизни» Надежды Филимоненковой, и «Отец и сын» Марии Дедюхиной. Все они рассказывают о простых людях, чьи усилия делают мир лучше.

Заметное место в экспозиции занимают портреты пожарных. На профессиональном сленге их называют «тушилами». Одноименная скульптура Алексея Чепашова заняла первое место на фестивале. Такое же название носит работа Ильи Глазунова, в описании к которой он поясняет сам термин: «„Тушила“ — это человек, чьи действия всегда на шаг впереди, чья решимость и мастерство вдохновляют и ведут за собой товарищей».

Выставка «Искусство труда». Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Выставка «Искусство труда».
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Конечно, художники не могли обойти вниманием собственный труд и деятельность представителей других творческих профессий. Происходящий из семьи живописцев Андрей Буртов в «Новой картине» изобразил себя и своего дедушку-художника. Этот семейный портрет становится символом передачи традиций и любви к искусству.

Таким образом, выставка показывает разнообразие трудовых процессов и их значимость и углубляет наше понимание того, как труд формирует личность и общество в целом. Каждое произведение — это история, полная чувств и размышлений о месте человека труда в обществе и мире.

«Каждое из представленных здесь произведений искусства — это не просто эстетическое выражение. Это глубокий и личный рассказ о той терпимости, силе духа и преданности, которые проявляют люди в их ежедневной работе. Рабочие, фермеры, строители, медики стоят за благосостоянием, успехами и достижениями, которые мы порой принимаем как должное. Вы увидите, как художники наделяют свои произведения чувством сопричастности к большому делу, показывая нам, что труд — это не только физическое занятие, но и источник вдохновения и созидательной силы», — подчеркивает куратор фестиваля Татьяна Авдеева.

Партнерский материал.

Залы СХР, Западное крыло Новой Третьяковки
«Искусство труда»
До 7 февраля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+