18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Выксунском музее соберут «Путевые заметки»

Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода
Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода

Первая часть цикла — «Дорога» — представляет произведения Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Ивана Чуйкова и других художников из обширного собрания коллекционеров-меценатов Ирины и Анатолия Седых

В Музее истории Выксунского металлургического завода проходит выставка современного искусства «Дорога», первая из четырехчастного цикла «Путевые заметки». Экспозиция, собранная куратором Моникой Норс, включает в себя работы из обширного собрания коллекционеров, меценатов, лауреатов Премии The Art Newspaper Russia за вклад в культуру и искусство Ирины и Анатолия Седых.

Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода
Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода

Выставка компактная — всего один зал, зато весьма репрезентативная: тут и произведения мэтров отечественного совриска Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Ивана Чуйкова, и работы сравнительно молодых авторов Саяна Байгалиева, Аси Заславской, Егора Плотникова, Димы Филиппова и других. Все они демонстрируются широкой публике впервые.

Моника Норс решила провести параллель между длинным путешествием и процессом коллекционирования. «Собрание — это не пункт назначения, а бесконечный путь», — говорит она. Текущая выставка «Дорога» — первое знакомство зрителя с произведениями современных художников. Далее последует «Перекресток» — обнаружение пересечений и выбор верного пути. Потом — «Привал», пауза для отдыха и рефлексии, когда путнику нужно остановиться и систематизировать информацию. И наконец, «Возвращение». Коллекция — это живой организм, подверженный изменениям. Самое время вернуться на исходную точку и посмотреть, какие метаморфозы произошли с людьми и собранием.

Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода
Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода

В экспозицию Моника Норс заложила определенный нарратив, разбив подготовку и начало путешествия на этапы, первый из которых, конечно, «Сбор». Открывает историю «Пустая картина» Ильи Кабакова, символизирующая точку отсчета, время и место, когда принимается судьбоносное решение. Далее — «Календарь» Евгения Кравцова, работающего с эстетикой повседневности. На его картине беспорядок на столе создает ощущение, что обитатели дома собирались впопыхах, хватая без разбору первое подвернувшееся под руку и, возможно, забыв взять что-то действительно важное. В зыбкой, многослойной работе Эдуарда Гороховского «Сидящие» можно отметить как напряжение ожидания, так и отсылку к традиции присесть на дорожку. На его следующей работе, «Невесомость», люди как бы по инерции продолжают сидеть, но их уже закрутил вихрь событий, влекущий за собой в приоткрытую дверь.

Так мы плавно перемещаемся в зону «Транзит», посвященную преимущественно окнам — Саяна Байгалиева, Николая Касаткина, Ивана Чуйкова и Леонида Тишкова, чей фотографический проект «Частная луна» уже более чем два десятилетия кочует по миру и Сети, периодически всплывая на самых разных площадках и в разных контекстах. Особенно картинка полюбилась для иллюстрации постов всевозможным коучам личностного роста, фанатам аффирмаций во Вселенную и астрологам.

Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода
Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода

Тема окон продолжается и в следующей части экспозиции «Дорога». Но, в отличие от предыдущих статичных видов за пределами квартиры, это пейзажи уже динамические, хотя все довольно унылые. На картине Александра Виноградова «Путешествие Москва — Санкт-Петербург» мы видим типичный небольшой городок со зданиями, построенными еще пленными немцами, с гаражами, традиционным зеленым забором и абсолютно бессмысленным шлагбаумом, который ничего не закрывает, а как бы просто намекает гражданам о дисциплине. «Снег в полях» Егора Плотникова — это такой же унылый, но на сей раз природный пейзаж средней полосы то ли поздней осенью, то ли ранней весной, разделенный вертикальными пробелами — полосами. Это размышление о том, как непредсказуема наша память: малозначительное событие десятилетней давности врезается в память навсегда, а какие-то куски жизни и впечатлений бесследно исчезают. Буквально «здесь — помню, здесь — не помню».

Замыкает наше недолгое, но увлекательное путешествие секция «Знаки» во всей своей многогранности: от императивных и простых для восприятия дорожных знаков до более тонких материй вроде посланий Вселенной. Тут размещен «Эскиз к картине Stop» Эрика Булатова (к слову, получившееся в итоге не имеет явного сходства с эскизом), работа из серии «Сигнальная система» Юрия Злотникова, который пытался изобрести и визуализировать метод передачи ощущений через произведение искусства, и надпись из арматуры Аси Заславской «Тому, кто одолеет», созданная в прошлом году во время пребывания в арт-резиденции Vyksa air.

Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.  Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода
Выставка «Путевые заметки» в Музее истории ВМЗ.
Фото: Валерий Белобеев/Музей истории Выксунского металлургического завода

Ирина и Анатолий Седых рассказывают, что начало коллекции было положено более 30 лет назад и, конечно, они не предполагали, что она так разрастется. Более того, когда в 2011 году затевался «Выкса-фестиваль», придуманный и организованный металлургической и машиностроительной компанией ОМК и фондом «ОМК-участие», можно было мечтать, но сложно предугадать, насколько разрастется культурная инфраструктура. В итоге в красивом, но ультраконсервативном и оттого безликом Музее истории ВМЗ, где с момента основания демонстрировались производственные достижения, теперь проходят выставки современного искусства. В городе появились культурный центр «Волна», включающий в себя международную арт-резиденцию, муралы топовых стрит-артистов страны, более 100 объектов паблик-арта и дружелюбное ко всем жителям «третье место» — библиотека Ex libris, увлекающая горожан все новыми и новыми бесплатными активностями — от клуба разговорного английского и тренингов креативности до игр в «Битвы големов». Для определения всех культурных и инфраструктурных нововведений в жизни Выксы, ранее неотличимой от сотен других промышленных моногородов, ведущих «моножизнь», даже придумали термин «полная выксунизация».

Музей истории Выксунского металлургического завода
«Путевые заметки. Дорога»
До 27 апреля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+