Центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате откроет свои двери для посетителей 25 апреля, предложив программу выставок, перформансов и панельных дискуссий под названием «Барсакельмес» (бывший остров в Аральском море, в переводе с казахского — «если пойдет — не вернется»). В фокусе проекта — вопросы экологии, изменения климата и казахская идентичность. Открытие культурного пространства, основанного бизнесменом Кайратом Боранбаевым, совпадает с запуском Алма-Атинского музея искусств, который летом представит более 700 произведений казахских и центральноазиатских мастеров.
«Казахстан уже более 30 лет независим, и сейчас мы готовы мыслить и создавать в общественном пространстве. Наше общество активно и готово предлагать городу новые инициативы, изменять инфраструктуру, развивать художественное производство и воспитывать новое поколение художников, кураторов, ученых и коллекционеров, формируя новое понимание казахской современной культуры», — подчеркивает директор центра «Целинный» Джамиля Нуркалиева.
Экспериментальный панорамный кинотеатр был открыт в 1964 году и назван в честь десятилетия освоения целины, причем уже на излете проекта, который был прекращен в следующем году. «Целинный» в ту пору был самым передовым и кассовым кинотеатром Казахстана. С его строительством связана занятная история. По словам краеведов, руководство города раздражало, что улица, носящая имя коммуниста Калинина, упирается в церковь. Поскольку времена уже были более гуманные, чем после революции, церковь не снесли, а заслонили новым зданием.
После 30-летних неизменных аншлагов в советские времена наступили тяжелые для всех стран бывшего СССР «лихие» 1990-е. Жизнь в кинотеатре теплилась, но, по воспоминаниям бывших сотрудников, им приходилось чуть ли не круглосуточно крутить фильм «Калигула», потому что это единственное, на что шел зритель. Более того, в какой-то момент в городе существовало всего две относительно свежих кинопленки и их возили туда-сюда между последними оставшимися площадками.
В 1998 году кинотеатр неожиданно пережил кратковременный период подъема: в Алма-Ате открылся первый кинофестиваль «Евразия».
В «сытые» 2000-е в здании, помимо двух обновленных кинозалов и кафе, располагался самый шикарный и гламурный клуб страны Heaven. Но постепенно все снова пришло в упадок, и пространства сдавались малому бизнесу — от магазина диванов до стрип-клуба и проповедников сект. Естественно, арендаторы не церемонились с историческим объектом: на стеклянный фасад выводились кондиционеры, врезались банкоматы, лепились разномастные вывески. Далее здание долго переходило из рук в руки, каждые из которых вносили свои изменения в архитектуру и внутреннюю планировку.
Из оставшихся в городе трех кинотеатров два были снесены, а вот «Целинный» вытянул счастливый билет: в 2018 году при поддержке Музея современного искусства «Гараж» здесь открылся центр современной культуры. Московский музей стал партнером трехчастного проекта «Начало».
«Он был посвящен истории и архитектуре здания бывшего кинотеатра, а также включал экспозицию актуального искусства Центральной Азии и большую публичную и кинопрограмму. Совместно было проведено архитектурное исследование и выпущена книга Анны Броновицкой и Николая Малинина „Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель“. В 2019 году „Целинный“ стал одной из площадок фестиваля Garage Screen Film Festival, а в 2023 году институции провели совместный архивный практикум, посвященный теме памяти и ее сохранения», — рассказали нам в пресс-службе «Гаража» и добавили, что «музей поддерживает профессиональные связи с центром и всегда рад возможным пересечениям».
При подготовке первых выставок «Открытый архив. Алматы» и «На углу: город, место, люди» под фальшстеной обнаружилось сграффито заслуженного художника Казахстана Евгения Сидоркина с изображением скачек, танцев и жанровых сцен, ранее считавшееся утраченным. Произведение изрядно пострадало, так как прямо в него вбивались металлические конструкции, однако большая часть сохранилась. Также на фасаде установили копию самой первой вывески 1964 года.
После громкого открытия первых выставок здание ушло на реконструкцию по проекту британского архитектора Асифа Хана, которая сильно затянулась из-за пандемии и других непредвиденных обстоятельств, и вот наконец «Целинный» готов вновь принимать посетителей.
Акцент в деятельности нового центра сделан на кочевом наследии Центральной Азии и практике гармоничного сосуществования с природой. Директор центра Джамиля Нуркалиева подчеркивает: «Мы хотим создать пространство для дискуссий, где важнее не утверждение идей, а способность сомневаться и задавать вопросы, развивая критическое мышление и размышляя о том, что значит быть человеком в нашем обществе».
С 6 сентября на новой площадке пройдет Вторая триеннале звукового искусства Korkut, посвященная современным формам звукового искусства и перформативным практикам. Ее куратором станет Стас Шерифулла, художник-исследователь из Базеля, работающий с темами звука и деколонизации. В выставке примет участие около 20 художников из Азии и с Ближнего Востока.