Директор Музея Востока Александр Седов, чей контракт истекал в январе этого года, сохранил свой пост. Министерство культуры РФ продлило договор еще на год.
Александр Седов, которому в этом году исполнится 75 лет, возглавляет музей с 2006 года. Его переназначение прервало череду музейного «директоропада», случившегося в январе. Однако в течение нового срока Седову придется заниматься глобальными вопросами, накопившимися в Музее Востока за последние годы.
Основной задачей Музея Востока остается одно из заданий, прозвучавших в поручениях президента РФ от 30 марта 2020 года «Приоритетные шаги на африканском направлении».
В 2019 году, после первого саммита Форума партнерства Россия — Африка, министерства культуры и иностранных дел получили задание проработать вопрос о создании на базе Музея Востока музея культуры стран Африки. Это вполне логично, потому что в его фондах хранится самая большая в России коллекция африканских артефактов — 4 тыс. Значительную их часть составили дипломатические дары второй половины XX века, подарки частных коллекционеров, а также то, что было оставлено в 1960–1970-х годах после выставок африканского искусства в СССР, и предметы, приобретенные за последние десятилетия в этнографических экспедициях. В отличие от западных музеев, у нас нет предметов, связанных с колониальным прошлым, подчеркивают в Музее Востока.
Накануне второго саммита 2023 года для будущего филиала была найдена площадка — бывшее здание Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Зоологической улице, которое стоит пустым с 2016 года — со времени передачи структуры в ведение РОСИЗО (сейчас она входит в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина). Из-за простоя здание обветшало, требуется его реконструкция. Концепцию филиала представили на том же саммите.
Тогда же Александр Седов рассказывал нашему изданию, что проект приспособления здания под музей Африки почти готов и есть примерная смета, хотя финансирование еще не выделено. Датой открытия филиала называли конец 2025 года. Однако с той поры свежих новостей, например о выделении бюджетных средств, не появлялось, в то время как дружба Российской Федерации с государствами Африки становится все крепче, а культурных проектов для показа на тематических саммитах не хватает (передвижная выставка «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки», которую подготовили к саммиту и впервые показали в петербургском Манеже, а потом в Арсенале в Нижнем Новгороде, стала самым ярким событием за все время). Музей Востока до настоящего момента проводил небольшие выставки на различные африканские темы.
О том, что вопрос сохраняет актуальность, свидетельствует встреча министра культуры РФ Ольги Любимовой с министром культуры, искусства и спорта Танзании Дамасом Даниэлем Ндумбаро — о ней в декабре 2024 года сообщила газета «Культура». Во время встречи Любимова снова упомянула об этом проекте. «Музей станет платформой для межмузейного диалога между Россией и африканскими странами, в том числе Танзанией», — подчеркнула она.
Также в декабре состоялся телемост между Россией и Африкой, посвященный становлению и развитию музея культуры стран Африки в Москве. Телемост был организован Российско-Африканским клубом МГУ при поддержке секретариата Форума партнерства Россия — Африка МИД РФ.
В будущем музее, если верить презентациям, предусмотрено несколько тематических залов: «Культуры тропической Африки» — о загадках масок, ритуалах и ремеслах народов, проживающих к югу от Сахары; «Искусство Восточной и Северной Африки» — о традициях народов, живущих в Судане, Эфиопии и Магрибе; «История дипломатических связей России и Африки». Также планируются большие общественные пространства, удобные для публичных событий. «Этот музей станет главной площадкой для проведения мероприятий, направленных на развитие российско-африканского диалога, совместных выставочных и культурно-просветительских проектов, знакомящих широкую аудиторию с богатейшим культурным наследием народов Африки», — говорила в 2023 году на саммите в Петербурге Елена Харламова, директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры.
Еще одна непростая тема — наследие Николая и Святослава Рерихов. В 2018 году Музею Востока была передана бывшая усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке (рядом с Пушкинским музеем), где до того располагался негосударственный Международный центр Рерихов (МЦР). Также в фонды музея были переданы картины Рерихов из собрания МЦР. Часть из них влилась в музейную коллекцию, другая остается закрытой и находится в музее на временном хранении в связи с судебным делом против Бориса Булочника, основного жертвователя МЦР. В усадьбе открылся новоучрежденный филиал Музея Востока, получивший имя «Музей Рерихов»; его первым директором стал Тигран Мкртычев.
Однако в качестве Музея Рерихов усадьба Лопухиных проработала недолго. Из-за предаварийного состояния вскоре она была освобождена от экспонатов. Экспозиция наследия Рерихов переехала на ВДНХ, в павильон № 13, в то время как здание в 2019 году отошло ГМИИ им. А.С.Пушкина (физически оно входит в контуры будущего музейного городка Пушкинского музея). Однако в ведении ГМИИ оставалось всего лишь до 2022 года, когда Музей Востока получил его обратно из-за лоббирования поклонников деятельности Рериха. С 2023 года пустая усадьба, где в 2022-м успел случиться пожар, реконструируется, после чего картины Рериха должны вернуться в Малый Знаменский. Ориентировочной датой окончания реставрации два года назад назывался конец 2025 года.
Наконец, константной проблемой остаются ограничения, которые накладывает на выставочную деятельность Музея Востока его основное здание. Ампирный особняк Луниных на Никитском бульваре отличается небольшим размером и запутанной планировкой. Из-за этого выставочные пространства весьма ограниченны и устройство крупных выставок в них невозможно, несмотря на прекрасные музейные фонды. Нет постоянного места и для реставрационных мастерских — сейчас музей арендует под эти нужды еще один павильон ВДНХ.