18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Витраж Фернана Леже из Дома кино обещают сохранить

Витраж Фернана Леже — символ Дома кино. Фото: Борис Кавашкин/РИА Новости
Витраж Фернана Леже — символ Дома кино.
Фото: Борис Кавашкин/РИА Новости

Москва попрощалась с Центральным домом кинематографистов, который скоро пойдет под снос. На его месте к 2029 году планируют построить элитные апартаменты с кинозалами, оставив общий стиль легендарного здания

Центральный дом кинематографистов 31 января закрылся навсегда. Здание, построенное в 1968 году по проекту архитектора Евгения Стамо, одного из авторов Кремлевского дворца съездов, демонтируют.

В «последний путь» Дом кино провожали с тревогой. В фойе установили похоронные венки, на черных лентах были надписи «от бездомных кинематографистов» и «студентов московских киношкол». Большой зал на 1 тыс. зрителей был битком; кому не хватило мест, смотрели кино стоя. Показывали документальный фильм Алексея Ханютина «Вечно живой» о памятниках Ленину и игровой «Кукольный дом» Ольги Беляевой. Перед началом показа на экране появился кадр из «Вечно живого» с руинами здания и памятником Ленину на фоне устоявшего витража Фернана Леже — символа Дома кино.

Центральный Дом кинематографистов.  Фото: Центральный Дом кинематографистов
Центральный Дом кинематографистов.
Фото: Центральный Дом кинематографистов

История Центрального дома кинематографистов восходит к началу ХХ века. Сперва на Васильевской улице появился Алексеевский народный дом, построенный по проекту архитектора Владимира Сероцинского в 1909 году в честь рождения долгожданного наследника престола. Посетители могли бесплатно читать там книги и газеты, слушать музыку и лекции, смотреть спектакли. В 1930-х режиссер и сценарист Сергей Эйзенштейн предложил расширить культурный клуб. В результате к 1934-му над народным домом появилась надстройка со зрительным залом на 700 мест. Во время хрущевской оттепели возникла идея строительства нового здания Дома кино, которая воплотилась уже при Брежневе. Проект курировала министр культуры Екатерина Фурцева. Ее подруга Надя Леже (Ходасевич) передала ей один из рисунков покойного мужа, который французский мастер сделал за четыре года до смерти, в 1951 году. Изображение с девушками в фирменном стиле знаменитого художника и скульптора и летящими над ними голубками реализовали в цветном стекле. Дом кино открылся в 1968 году и стал чуть ли не самой популярной киноплощадкой Москвы. Здесь проходили громкие премьеры и прощались с великими артистами, в том числе с Алексеем Баталовым, Татьяной Самойловой, Вячеславом Тихоновым и Семеном Фарадой.

Идея реконструкции ветшающего здания возникла в середине 2000-х. Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков продвигал ее почти два десятилетия. Несколько лет назад согласовали проект, согласно которому Алексеевский народный дом будет отреставрирован, а на месте Дома кино появится новое здание — по мотивам старого, к нему будут примыкать апартаменты и офисы. Ценные исторические элементы обещают восстановить.

Витраж Фернана Леже в Доме кино. Фото: Центральный Дом кинематографистов
Витраж Фернана Леже в Доме кино.
Фото: Центральный Дом кинематографистов

«Витраж Фернана Леже обязательно будет сохранен, — сказал нашему изданию заместитель председателя Союза кинематографистов России Валерий Тонких. — Его, как и остальные ценные элементы, реставраторы демонтируют в ближайшие два месяца и поместят в специальное помещение. Потом он будет восстановлен, архитекторы предусмотрели для него место в фойе Большого зала. Витраж в хорошем состоянии, о его реставрации пока речи нет, но точно будет понятно, когда специалисты приступят к работам. Кроме него сохранят и установят в новом здании памятник фронтовикам-кинематографистам — мраморные плиты черного цвета со списком героев Великой Отечественной войны — и, конечно, эмблему на фасаде. Здание должно быть готово к февралю 2029 года, еще несколько месяцев уйдет на оснащение и оборудование. У нас будет три или четыре кинозала (мы сейчас просим еще один для кинематографистов). Плюс выставочный зал в фойе — пространство Гильдии художников кино и телевидения союза, где будут показывать выставки авторов, которые участвуют в производстве фильмов. Исторический Алексеевский народный дом будет отреставрирован и приведен к первоначальному виду 1909 года. Там будет Белый зал — комфортный кинозал-трансформер с возможностью проведения других мероприятий. На первом этаже разместится ресторан „Дом кино“».

Проект реставрации объекта культурного наследия «Народный дом „Алексеевский“» подготовила Архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ» под руководством Бориса Савина. Проект нового Дома кино разработало архитектурное бюро Николая и Сергея Переслегиных Kleinewelt Аrchitekten. «Для компенсации затрат инвестора в проект включено строительство жилого дома», — сообщается на сайте Союза кинематографистов России.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+