В названии выставки, открывшейся в конце января в центре Béton, присутствует одно из главных слов общественно-политического лексикона второй половины ХХ века — «стена». Физическая стена десятилетиями перерезала пополам целый город, а стена символическая разделяла разные политические системы. По обе стороны стены была своя жизнь. В советской послевоенной фотографии работали мэтры репортажа Дмитрий Бальтерманц, Анатолий Гаранин и их коллеги помладше, пришедшие на волне Фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Они были заметны на переднем крае идеологической борьбы: публиковались, выставлялись. Однако в тени этой стены незаметно существовал другой мир. Мир фотокружков, создававшихся в Йошкар-Оле, Ленинграде, Свердловске, других городах. Участники этих объединений исследовали возможности фотографии как искусства, не обремененного прикладными функциями. Авторы экспериментировали с искажающими зеркалами, безобъективными камерами, использовали микроскопы и рентгеновские аппараты. «Пальцем размазывали эмульсию, создавая вдохновенные вихри» — отчасти метафорическое, но точное описание из романа Аксенова «Скажи изюм» (1983), который, как известно, не вполне про фотографию.
Выставка «За стеной идеологии» собрала 76 работ таких нонконформистов, как Б.У.Кашкин, Александр Китаев, Валентин Самарин, Вячеслав Тарновецкий, и других, менее известных фотографов. «С большинством авторов я, как коллекционер с 30-летним стажем, был лично знаком, — рассказывает нашему изданию куратор выставки, арт-директор центра Béton Алексей Логинов. — Их творчество интересовало меня всегда. Какие-то работы мне дарили, какие-то я покупал. Открыв наш центр три года назад, мы эту тему еще более усиленно начали развивать. И вот, собрав определенное количество материала, решили его показать».
У выставки серьезная просветительская составляющая. «Другая» фотография в СССР и России ХХ века — явление очень мало изученное. Даже заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский, написавший вступительную статью к фотоальбому, который сопутствует выставке, не был знаком, по словам Логинова, с творчеством многих авторов. «Это было преимущественно фотолюбительское движение, и фотографии абсолютно не соответствовали официальным задачам, потому их, как правило, нигде не публиковали и не выставляли. Ну разве что где-нибудь на уровне условного ЖЭКа», — поясняет куратор.
…В 1976 году у одного из экспонентов центра Béton, Бориса Смелова, открылась выставка в Выборгском фотоклубе — ее закрыли на следующий день. Хотя ничего антисоветского в работах Смелова не было, его лирические пейзажи и натюрморты не вписывались в идеологическую повестку. Как не вписывались в нее экспрессионистские опыты Валентина Самарина, вдохновенное ар-брют Евгения Лихошерста и творчество других, менее известных обитателей темных комнат за стеной идеологии.
Центр визуальной культуры Béton
«За стеной идеологии»
До 2 марта