18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Тирза Гарвуд: художница выходит из тени известного мужа

Тирза Гарвуд. «Этна».1944.  Фото: SIMON LAWRENCE/FLEECE PRESS
Тирза Гарвуд. «Этна».1944.
Фото: SIMON LAWRENCE/FLEECE PRESS
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Несмотря на то что карьера Гарвуд стремительно развивалась, когда ей не было и 20, теперь даже у себя на родине она известна главным образом как ассистентка своего мужа, художника Эрика Равилиуса. Лондонская выставка восстанавливает справедливость

На протяжении 73 лет, прошедших со дня смерти Тирзы Гарвуд (1908–1951), о ней говорили в первую очередь как о супруге признанного и хорошо известного в Великобритании живописца и графика Эрика Равилиуса. Теперь, десятилетие спустя после успешной ретроспективы Равилиуса, Даличская картинная галерея подготовила посвященную Гарвуд экспозицию, призванную в полной мере продемонстрировать незаурядный и самобытный талант этой художницы.

Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее.  Фото: mylands.com
Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее.
Фото: mylands.com

Куратор выставки Джеймс Рассел впервые увидел произведения Гарвуд 20 лет назад, когда готовил к показу работы ее мужа. Он рассказывает, что с тех пор «искал возможность организовать выставку Гарвуд, но проблема в том, что она была совсем неизвестна, просто невероятно неизвестна даже для незаслуженно обойденного вниманием художника».

Поворотным стал 2012 год, когда была опубликована яркая и остроумная биография Гарвуд «Да здравствует Грейт-Бардфилд!». В 2022 году вышел ставший культовым в определенных кругах документальный фильм Eric Ravilious: Drawn to War. Для Даличской галереи, которая последовательно продвигает художников-женщин — от Берты Моризо до Винифред Найтс, организация выставки о Тирзе Гарвуд стала естественным шагом.

Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее.  Фото: mylands.com
Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее.
Фото: mylands.com

Несмотря на то что художественная карьера Гарвуд начала стремительно развиваться, когда ей не было и 20, теперь она известна главным образом как ассистентка Равилиуса в первые годы их брака: она вырезала фоны для его ксилографий. Хотя Гарвуд и умела при необходимости имитировать его стиль, у нее была собственная неповторимая художественная манера, которую Рассел характеризует как «ясная, точная и остроумная». На выставке представлено более 80 ее редко экспонируемых работ — от живописи маслом до гравюр, набросков, коллажей, текстиля и узоров для декоративной бумаги.

Тирза Гарвуд познакомилась с Эриком Равилиусом в Истборнской школе искусств, где он преподавал очень модную в то время ксилографию. Но определяющее влияние на ее творчество оказала собственная коллекция викторианских книг. Это влияние прослеживается в ранних ксилографиях художницы, свидетельствующих о ее сатирическом таланте и любви к естественной истории. Наиболее яркое воплощение они нашли в серии юмористических виньеток о повседневной жизни «Отношения», созданной в 1930 году по заказу издательства Curwen Press, но так и не опубликованной. Хотя Равилиус и поощрял занятия Гарвуд творчеством, под грузом семейного быта она переключила свой талант на вышивание и шитье квилтов, в которых иногда повторяла собственные ранние гравюры.

Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее.  Фото: mylands.com
Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее.
Фото: mylands.com

Важной вехой стал переезд в Касл-Хедингем в Эссексе в 1935 году. Гарвуд зарекомендовала себя как один из лучших в стране производителей декоративной бумаги, которую у нее покупали лондонские дизайнерские магазины и Музей Виктории и Альберта. Судя по выдержкам из дневника художницы за 1941 год, она работала в невероятном темпе: изготовление бумаги чередовалось с варкой джема, уходом за младенцем и воспитанием еще двоих маленьких детей. 

В 1942 году, вскоре после того как у Гарвуд был диагностирован рак молочной железы, на войне погибает Равилиус. По словам Рассела, с этого момента ее творчество «переживает стремительный расцвет». Она перешла на масляные краски и начала писать странные, тревожные сцены, в которых сельский викторианский стиль соединяется с детским взглядом на мир. В последний год жизни Гарвуд все больше обращается к сюрреалистической оптике; так, призрачный автопортрет «Испанская дама» (1950) напоминает творчество Леоноры Каррингтон.

Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее.  Фото: mylands.com
Выставка «Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса» в Даличской картинной галерее.
Фото: mylands.com

Рассел считает, что последние работы Гарвуд обладают особой силой. «Была ли она важным художником? На мой взгляд, в той чудовищной ситуации, когда она осознавала, что болезнь оставит ее детей без матери, она смогла найти для разговора об этом собственный, не похожий ни на чей язык. Я думаю, это выдающееся достижение».

Даличская картинная галерея
«Тирза Гарвуд. Отдельно от Равилиуса»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+