18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Иск об отравлении свинцом при реставрации Версаля дошел до суда

Великолепие декора королевской оперы в Версале таило нешуточную опасность для реставраторов.  Фото: Château de Versailles
Великолепие декора королевской оперы в Версале таило нешуточную опасность для реставраторов.
Фото: Château de Versailles
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Немало лет прошло с тех пор, как был подан иск об отравлении нескольких рабочих в ходе реставрации королевской оперы в Версале. Сейчас дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, но торжества правосудия пока так и не случилось

Когда 30 сентября в Уголовном суде Версаля началось предварительное слушание по этому делу, могло показаться, что тянущаяся уже 15 лет тяжба наконец разрешится. Однако разбирательство отложили до февраля по требованию главного архитектора Версаля Фредерика Дидье, поскольку он получил повестку с трехдневным опозданием. Жан-Жак Ноэр, один из адвокатов истцов, заявил, что возмущен очередной отсрочкой.

Эта эпопея тянется с 2009 года, когда завершилась двухлетняя реставрация изысканно декорированной королевской оперы, входящей в дворцовый комплекс. Ее полностью деревянное здание было построено по проекту Жака Анжа Габриеля, архитектора Людовика XV. Некоторые из занятых на реставрации рабочих утверждают, что получили отравление свинцовой пылью во время расчистки скульптур и декора.

Перед судом предстали девять физических и юридических лиц. Шесть из них, в том числе организация при Министерстве культуры, надзиравшая за ходом работ, и упомянутый выше главный архитектор Версаля, обвиняются в халатности, повлекшей неумышленное причинение вреда. Компании Asselin, специализирующейся на реставрации исторических памятников, ее основателю Франсуа Асслену, а также бывшему координатору ее проектов предъявлены более серьезные обвинения — в создании угрозы для жизни и в фальсификации показаний. Истцами по делу выступают шестеро плотников компании, но судья полагает, что воздействию свинца подверглись и другие рабочие. При этом судья снял обвинения с самого Версальского дворца, заключив, что в качестве заказчика работ он не несет ответственности за то, как именно они велись.

Полностью деревянное здание королевской оперы было построено по проекту Жака Анжа Габриеля, архитектора Людовика XV.  Фото: Château de Versailles
Полностью деревянное здание королевской оперы было построено по проекту Жака Анжа Габриеля, архитектора Людовика XV.
Фото: Château de Versailles

На протяжении столетий свинцовые белила широко использовались в качестве красителя. Подозрения в том, что он может быть вреден, возникли еще в эпоху Возрождения. Ядовитость свинца была доказана в XIX веке, но во Франции и Великобритании его запретили лишь в 1990-е годы. Отравление свинцом оказывает долгосрочное воздействие на различные органы; даже в незначительных дозах он способен серьезно повлиять на здоровье, а в высоких может привести к летальному исходу.

Плотник Дидье Андриё, первым забивший тревогу, обнаружил отравление случайно, когда пожаловался своему врачу на различные симптомы и попросил назначить анализ крови. Выяснилось, что уровень свинца в его крови превышает норму в восемь раз; его сразу же госпитализировали. У его коллег этот уровень оказался таким же или даже выше. Последовавшие правовые процедуры затянулись на годы, и Андриё говорит, что «был возмущен реакцией» на свои обвинения.

Проведенное расследование показало, что работы велись в условиях недостаточной вентиляции, а рабочим не выдали необходимых средств индивидуальной защиты. Андриё рассказывает, что ему пришлось вступить в конфликт с работодателем и обратиться в орган трудовой инспекции, чтобы добиться принятия необходимых мер. В подготовленном инспекцией отчете говорится, что содержание свинца в пыли на объекте «в 20 раз превышало норму», и констатируется «очевидная связь между уровнем свинца в крови рабочих, нанятых компанией Asselin, и пренебрежением техникой безопасности».

Следствие настаивает на том, что сотрудники Asselin подделывали документы и оказывали давление на рабочих, чтобы те в показаниях заявили, будто их коллеги сами пренебрегали средствами индивидуальной защиты, в то время как в действительности их попросту не предоставили. «Реставрационные работы должны были продолжаться еще два месяца, — отмечает адвокат Жан-Жак Ноэр, представляющий Андриё. — Если бы не мой клиент, предупредивший всех об опасности, отравление свинцом могло бы быть еще более серьезным, вплоть до летального исхода».

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+