Когда 30 сентября в Уголовном суде Версаля началось предварительное слушание по этому делу, могло показаться, что тянущаяся уже 15 лет тяжба наконец разрешится. Однако разбирательство отложили до февраля по требованию главного архитектора Версаля Фредерика Дидье, поскольку он получил повестку с трехдневным опозданием. Жан-Жак Ноэр, один из адвокатов истцов, заявил, что возмущен очередной отсрочкой.
Эта эпопея тянется с 2009 года, когда завершилась двухлетняя реставрация изысканно декорированной королевской оперы, входящей в дворцовый комплекс. Ее полностью деревянное здание было построено по проекту Жака Анжа Габриеля, архитектора Людовика XV. Некоторые из занятых на реставрации рабочих утверждают, что получили отравление свинцовой пылью во время расчистки скульптур и декора.
Перед судом предстали девять физических и юридических лиц. Шесть из них, в том числе организация при Министерстве культуры, надзиравшая за ходом работ, и упомянутый выше главный архитектор Версаля, обвиняются в халатности, повлекшей неумышленное причинение вреда. Компании Asselin, специализирующейся на реставрации исторических памятников, ее основателю Франсуа Асслену, а также бывшему координатору ее проектов предъявлены более серьезные обвинения — в создании угрозы для жизни и в фальсификации показаний. Истцами по делу выступают шестеро плотников компании, но судья полагает, что воздействию свинца подверглись и другие рабочие. При этом судья снял обвинения с самого Версальского дворца, заключив, что в качестве заказчика работ он не несет ответственности за то, как именно они велись.
На протяжении столетий свинцовые белила широко использовались в качестве красителя. Подозрения в том, что он может быть вреден, возникли еще в эпоху Возрождения. Ядовитость свинца была доказана в XIX веке, но во Франции и Великобритании его запретили лишь в 1990-е годы. Отравление свинцом оказывает долгосрочное воздействие на различные органы; даже в незначительных дозах он способен серьезно повлиять на здоровье, а в высоких может привести к летальному исходу.
Плотник Дидье Андриё, первым забивший тревогу, обнаружил отравление случайно, когда пожаловался своему врачу на различные симптомы и попросил назначить анализ крови. Выяснилось, что уровень свинца в его крови превышает норму в восемь раз; его сразу же госпитализировали. У его коллег этот уровень оказался таким же или даже выше. Последовавшие правовые процедуры затянулись на годы, и Андриё говорит, что «был возмущен реакцией» на свои обвинения.
Проведенное расследование показало, что работы велись в условиях недостаточной вентиляции, а рабочим не выдали необходимых средств индивидуальной защиты. Андриё рассказывает, что ему пришлось вступить в конфликт с работодателем и обратиться в орган трудовой инспекции, чтобы добиться принятия необходимых мер. В подготовленном инспекцией отчете говорится, что содержание свинца в пыли на объекте «в 20 раз превышало норму», и констатируется «очевидная связь между уровнем свинца в крови рабочих, нанятых компанией Asselin, и пренебрежением техникой безопасности».
Следствие настаивает на том, что сотрудники Asselin подделывали документы и оказывали давление на рабочих, чтобы те в показаниях заявили, будто их коллеги сами пренебрегали средствами индивидуальной защиты, в то время как в действительности их попросту не предоставили. «Реставрационные работы должны были продолжаться еще два месяца, — отмечает адвокат Жан-Жак Ноэр, представляющий Андриё. — Если бы не мой клиент, предупредивший всех об опасности, отравление свинцом могло бы быть еще более серьезным, вплоть до летального исхода».