18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Монументальная живопись Москвы: эстетика грандиозного

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В Музее Москвы открылась совместная с РОСИЗО выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы». В виде эскизов и сохранившихся фрагментов представлены фрески, мозаики, рельефы и витражи советских времен

В экспозиции более 300 произведений из музейных фондов и частных коллекций, а еще уникальные архивные документы и кадры кинохроники, повествующие о развитии монументально-декоративного искусства в столице с 1918 по 1980-е годы.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Самый ранний экспонат представлен в виде проекции на стену в начале выставки. Это мемориальная доска Сергея Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов», размещенная в 1918 году на Сенатской башне Московского Кремля над братской могилой погибших революционеров. На изготовление мемориала был объявлен конкурс, а работа жюри настолько затянулась, что, когда в итоге был выбран проект именно Коненкова, на его реализацию оставалось меньше месяца: доску должны были установить строго к первой годовщине революции, 7 ноября по новому стилю. Чтобы уложиться в срок, скульптор и его бригада из пяти человек поселились в здании Исторического музея. При реставрации башни в 1948 году доску сняли «за ветхостью», и некоторое время она считалась бесследно утерянной, однако позже все же нашлась. В 1963 году ее передали на реставрацию тому же Коненкову, после чего она отправилась на хранение в Ленинград, в Русский музей.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Впервые представлены публике мозаичные пробы из смальты в виде красных знамен для оформления Мавзолея Ленина, изготовленные в 1929–1930 годах под руководством Владимира Фролова. Кстати, во многом благодаря этому заказу мозаика, считавшаяся «религиозным искусством», была реабилитирована и стала повсеместно использоваться в оформлении общественных зданий, например станций Московского метрополитена. Удивительное, кстати, совпадение: другие фрагменты мозаики Фролова прямо сейчас экспонируются в Санкт-Петербурге.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

К слову, о религиозном искусстве: где мозаики — там и фрески. Одна из жемчужин выставки — роспись вестибюля Музея охраны материнства и младенчества на улице Кропоткина в Москве (1932–1933), выполненная Владимиром Фаворским. Любопытен сделанный по фотографии отзыв Анри Матисса: «Фреска г-на Владимира Фаворского очень меня заинтересовала. Я считаю, что она выполнена в соответствии с основными принципами архитектурной живописи». Также представлена мозаика Фаворского для картуша с фасада бассейна ЦСКА. Архитектор бассейна Николай Гайгаров вспоминал о своем конфликте со строителями, закончившими отделку фасада без установки картуша. Никто не горел желанием прилагать излишние усилия — мол, и так красиво. Вмешался случай. О картуше рассказали заехавшему на объект маршалу Василевскому, и его вердикт был таков: «Будет еще красивей, надо ставить». Через несколько дней панно уже красовалось на фасаде. Когда в 2022 году бассейн сносили, активистам «Архнадзора» удалось спасти картуш от гибели.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Если уничтожение архитектурного и художественного наследия в последние десятилетия стало, увы, печальной традицией, то некоторые произведения творческого и семейного дуэта Светланы Щербининой и Леонида Полищука ломали еще в советское время. Так, в 1988 году по прямому распоряжению секретаря сургутского горкома был за ночь снесен памятник академику Губкину — монументальный мозаичный куб, простоявший в городе считаные дни. На выставке можно увидеть эскизы новаторских работ, созданных парой в 1960–1970-х годах. Станковая живопись Полищука и Щербининой находится в музеях разных стран, включая Третьяковскую галерею, а вот их витражи и мозаики не на виду: зачастую они размещались внутри научно-исследовательских институтов, гостиниц и домов культуры, а редкие публикации черно-белых фото в профильных журналах не принесли мастерам популярности. Поэтому выставка — уникальный шанс увидеть шедевры, скрывавшиеся за заборами и режимными проходными.

Музей Москвы
«Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»
До 13 апреля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+