В экспозиции более 300 произведений из музейных фондов и частных коллекций, а еще уникальные архивные документы и кадры кинохроники, повествующие о развитии монументально-декоративного искусства в столице с 1918 по 1980-е годы.
Самый ранний экспонат представлен в виде проекции на стену в начале выставки. Это мемориальная доска Сергея Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов», размещенная в 1918 году на Сенатской башне Московского Кремля над братской могилой погибших революционеров. На изготовление мемориала был объявлен конкурс, а работа жюри настолько затянулась, что, когда в итоге был выбран проект именно Коненкова, на его реализацию оставалось меньше месяца: доску должны были установить строго к первой годовщине революции, 7 ноября по новому стилю. Чтобы уложиться в срок, скульптор и его бригада из пяти человек поселились в здании Исторического музея. При реставрации башни в 1948 году доску сняли «за ветхостью», и некоторое время она считалась бесследно утерянной, однако позже все же нашлась. В 1963 году ее передали на реставрацию тому же Коненкову, после чего она отправилась на хранение в Ленинград, в Русский музей.
Впервые представлены публике мозаичные пробы из смальты в виде красных знамен для оформления Мавзолея Ленина, изготовленные в 1929–1930 годах под руководством Владимира Фролова. Кстати, во многом благодаря этому заказу мозаика, считавшаяся «религиозным искусством», была реабилитирована и стала повсеместно использоваться в оформлении общественных зданий, например станций Московского метрополитена. Удивительное, кстати, совпадение: другие фрагменты мозаики Фролова прямо сейчас экспонируются в Санкт-Петербурге.
К слову, о религиозном искусстве: где мозаики — там и фрески. Одна из жемчужин выставки — роспись вестибюля Музея охраны материнства и младенчества на улице Кропоткина в Москве (1932–1933), выполненная Владимиром Фаворским. Любопытен сделанный по фотографии отзыв Анри Матисса: «Фреска г-на Владимира Фаворского очень меня заинтересовала. Я считаю, что она выполнена в соответствии с основными принципами архитектурной живописи». Также представлена мозаика Фаворского для картуша с фасада бассейна ЦСКА. Архитектор бассейна Николай Гайгаров вспоминал о своем конфликте со строителями, закончившими отделку фасада без установки картуша. Никто не горел желанием прилагать излишние усилия — мол, и так красиво. Вмешался случай. О картуше рассказали заехавшему на объект маршалу Василевскому, и его вердикт был таков: «Будет еще красивей, надо ставить». Через несколько дней панно уже красовалось на фасаде. Когда в 2022 году бассейн сносили, активистам «Архнадзора» удалось спасти картуш от гибели.
Если уничтожение архитектурного и художественного наследия в последние десятилетия стало, увы, печальной традицией, то некоторые произведения творческого и семейного дуэта Светланы Щербининой и Леонида Полищука ломали еще в советское время. Так, в 1988 году по прямому распоряжению секретаря сургутского горкома был за ночь снесен памятник академику Губкину — монументальный мозаичный куб, простоявший в городе считаные дни. На выставке можно увидеть эскизы новаторских работ, созданных парой в 1960–1970-х годах. Станковая живопись Полищука и Щербининой находится в музеях разных стран, включая Третьяковскую галерею, а вот их витражи и мозаики не на виду: зачастую они размещались внутри научно-исследовательских институтов, гостиниц и домов культуры, а редкие публикации черно-белых фото в профильных журналах не принесли мастерам популярности. Поэтому выставка — уникальный шанс увидеть шедевры, скрывавшиеся за заборами и режимными проходными.
Музей Москвы
«Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»
До 13 апреля