18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Новаторский музей в Марракеше вновь открылся после землетрясения

Музей современного африканского искусства в Марракеше смог пережить разрушительное землетрясение, но на всякий случай здание дополнительно укрепили.  Фото: Omar Tajmouati/MACAAL
Музей современного африканского искусства в Марракеше смог пережить разрушительное землетрясение, но на всякий случай здание дополнительно укрепили.
Фото: Omar Tajmouati/MACAAL
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Хотя стихийное бедствие 2023 года не причинило серьезного ущерба этой институции, решено было принять меры предосторожности на будущее. Теперь здание Музея современного африканского искусства Аль-Мааден стало не только модным, но и прочным

Музей современного африканского искусства Аль-Мааден (MACAAL), учрежденный в 2018 году и ставший первым музеем современного искусства в Марокко, вновь открывается 2 февраля, пройдя через большую перепланировку и оценку несущей конструкции после землетрясения 2023 года.

Здание, спроектированное французским архитектором Дидье Лефором, закрылось на ремонт и перепланировку еще до стихийного бедствия, весной того же, 2023 года.  Фото: Omar Tajmouati/MACAAL
Здание, спроектированное французским архитектором Дидье Лефором, закрылось на ремонт и перепланировку еще до стихийного бедствия, весной того же, 2023 года.
Фото: Omar Tajmouati/MACAAL

Здание, спроектированное французским архитектором Дидье Лефором, закрылось на ремонт и перепланировку еще до стихийного бедствия, весной того же года. Это стечение обстоятельств оказалось для музея счастливым: в ночь на 8 сентября 2023 года к югу от города был зафиксирован мощный подземный толчок магнитудой 6,8 — самый сильный в Марокко за последние 100 с лишним лет.

В результате землетрясения, затронувшего главным образом сельские районы, погибло около 3 тыс. человек и еще тысячи получили различные травмы. Кроме того, оно причинило значительный ущерб культурному наследию Марракеша, который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и известен как Красный город благодаря характерной архитектуре из песчаника. Особенно существенно пострадала историческая медина — лабиринт переулков, базаров, касб (крепостных сооружений) и других старинных построек.

В результате землетрясения особенно существенно пострадала историческая медина — лабиринт переулков, базаров, касб.  Фото: MACAAL
В результате землетрясения особенно существенно пострадала историческая медина — лабиринт переулков, базаров, касб.
Фото: MACAAL

Современное здание MACAAL выдержало землетрясение, а большая часть коллекции в это время находилась в безопасном хранилище. Однако некоторые из остававшихся произведений пришлось вывезти для проверки конструкции на устойчивость, и инженеры, специализирующиеся на оценке сейсмостойкости, провели анализ, чтобы определить надежность строения на случай нового землетрясения.

«С радостью сообщаю, что наше 15-летнее здание получило лишь незначительные повреждения, и это свидетельствует о том, что оно построено в соответствии с самыми высокими стандартами, — говорит частный коллекционер Отман Лазрак, основавший музей в Марракеше вместе со своим отцом Алами. — Поскольку на момент землетрясения у нас уже шел процесс перепланировки, мы не преминули воспользоваться этой возможностью и провели дополнительные работы по укреплению конструкции».

Современное здание MACAAL выдержало землетрясение, а большая часть коллекции в это время находилась в безопасном хранилище. Фото: MACAAL
Современное здание MACAAL выдержало землетрясение, а большая часть коллекции в это время находилась в безопасном хранилище.
Фото: MACAAL

Задачей проекта по перестройке, к реализации которого музей привлек сценографа Франка Ундегла, было создать новую медиатеку и пространство для постоянной экспозиции, чтобы шире представить собрание африканского искусства семьи Лазрак, в которое входят произведения таких авторов, как Жоэль Андрианомеарисоа, Фарид Белькахия, Абдулайе Конате, Мохаммед Мелехи, Шери Самба, Малик Сидибе, Шаибия Талал и Хасан Хаджадж. Кроме того, музей запускает новую программу, в рамках которой он будет заказывать художникам создание site-specific-скульптур. Новая постоянная экспозиция под названием «Семь контуров, одна коллекция» будет состоять из более чем полутора сотен сменяющих друг друга работ — от живописи и скульптуры до текстиля, инсталляций и мультимедиа. А тематические залы будут посвящены таким проблемам, как деколонизация, глобализация и защита окружающей среды.

Задачей проекта по перестройке было создать новую медиатеку и пространство для постоянной экспозиции.  Фото: MACAAL
Задачей проекта по перестройке было создать новую медиатеку и пространство для постоянной экспозиции.
Фото: MACAAL

Дизайн здания с геометрическими мозаиками, фасадами землистых тонов и использованием местного камня и терракоты разработан с опорой на местные архитектурные традиции, соединенные с современной минималистской эстетикой. Строительные материалы, издавна использующиеся в Марракеше, помогают регулировать температуру в помещениях, а внутренние дворы, обрамленные резными перегородками в стиле машрабий — классического архитектурного элемента марокканских домов, риадов, превращают эти архитектурные черты в чистые, открытые и гибкие выставочные пространства, наполненные естественным светом.

Дизайн здания разработан с опорой на местные архитектурные традиции, соединенные с современной минималистской эстетикой. Фото: Omar Tajmouati/MACAAL
Дизайн здания разработан с опорой на местные архитектурные традиции, соединенные с современной минималистской эстетикой.
Фото: Omar Tajmouati/MACAAL

«До MACAAL в Марокко не было ни одного музея, посвященного современному искусству, — говорит художественный руководитель музея Мерием Беррада. — Марракеш сильно изменился в этом отношении, и я думаю, что MACAAL сыграл здесь определенную роль».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+