Музей современного африканского искусства Аль-Мааден (MACAAL), учрежденный в 2018 году и ставший первым музеем современного искусства в Марокко, вновь открывается 2 февраля, пройдя через большую перепланировку и оценку несущей конструкции после землетрясения 2023 года.
Здание, спроектированное французским архитектором Дидье Лефором, закрылось на ремонт и перепланировку еще до стихийного бедствия, весной того же года. Это стечение обстоятельств оказалось для музея счастливым: в ночь на 8 сентября 2023 года к югу от города был зафиксирован мощный подземный толчок магнитудой 6,8 — самый сильный в Марокко за последние 100 с лишним лет.
В результате землетрясения, затронувшего главным образом сельские районы, погибло около 3 тыс. человек и еще тысячи получили различные травмы. Кроме того, оно причинило значительный ущерб культурному наследию Марракеша, который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и известен как Красный город благодаря характерной архитектуре из песчаника. Особенно существенно пострадала историческая медина — лабиринт переулков, базаров, касб (крепостных сооружений) и других старинных построек.
Современное здание MACAAL выдержало землетрясение, а большая часть коллекции в это время находилась в безопасном хранилище. Однако некоторые из остававшихся произведений пришлось вывезти для проверки конструкции на устойчивость, и инженеры, специализирующиеся на оценке сейсмостойкости, провели анализ, чтобы определить надежность строения на случай нового землетрясения.
«С радостью сообщаю, что наше 15-летнее здание получило лишь незначительные повреждения, и это свидетельствует о том, что оно построено в соответствии с самыми высокими стандартами, — говорит частный коллекционер Отман Лазрак, основавший музей в Марракеше вместе со своим отцом Алами. — Поскольку на момент землетрясения у нас уже шел процесс перепланировки, мы не преминули воспользоваться этой возможностью и провели дополнительные работы по укреплению конструкции».
Задачей проекта по перестройке, к реализации которого музей привлек сценографа Франка Ундегла, было создать новую медиатеку и пространство для постоянной экспозиции, чтобы шире представить собрание африканского искусства семьи Лазрак, в которое входят произведения таких авторов, как Жоэль Андрианомеарисоа, Фарид Белькахия, Абдулайе Конате, Мохаммед Мелехи, Шери Самба, Малик Сидибе, Шаибия Талал и Хасан Хаджадж. Кроме того, музей запускает новую программу, в рамках которой он будет заказывать художникам создание site-specific-скульптур. Новая постоянная экспозиция под названием «Семь контуров, одна коллекция» будет состоять из более чем полутора сотен сменяющих друг друга работ — от живописи и скульптуры до текстиля, инсталляций и мультимедиа. А тематические залы будут посвящены таким проблемам, как деколонизация, глобализация и защита окружающей среды.
Дизайн здания с геометрическими мозаиками, фасадами землистых тонов и использованием местного камня и терракоты разработан с опорой на местные архитектурные традиции, соединенные с современной минималистской эстетикой. Строительные материалы, издавна использующиеся в Марракеше, помогают регулировать температуру в помещениях, а внутренние дворы, обрамленные резными перегородками в стиле машрабий — классического архитектурного элемента марокканских домов, риадов, превращают эти архитектурные черты в чистые, открытые и гибкие выставочные пространства, наполненные естественным светом.
«До MACAAL в Марокко не было ни одного музея, посвященного современному искусству, — говорит художественный руководитель музея Мерием Беррада. — Марракеш сильно изменился в этом отношении, и я думаю, что MACAAL сыграл здесь определенную роль».