18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство Петербурга обоснуется по новому адресу

Новое здание музея находится на канале Грибоедова по соседству со старым. Фото: Наталья Шкуренок
Новое здание музея находится на канале Грибоедова по соседству со старым.
Фото: Наталья Шкуренок
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–XXI веков, филиал петербургского ЦВЗ «Манеж», получил в распоряжение особняк на набережной канала Грибоедова, где поместятся и фонды, и постоянная экспозиция, и залы для временных выставок

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков, филиал петербургского Центрального выставочного зала «Манеж», получил от города новое здание на набережной канала Грибоедова. Решение о развитии музея было принято на заседании Совета по культуре и искусству при губернаторе города еще в 2023 году, но лишь недавно властям удалось найти подходящее пространство. Переданный в распоряжение ЦВЗ «Манеж» особняк площадью почти 2,865 тыс. кв. м примыкает к нынешнему зданию музея. Их непосредственное соседство позволит создать в историческом центре Петербурга музейный комплекс, задачей которого станет популяризация искусства ХХ–ХХI веков.

Музейная коллекция начала формироваться в 1990 году созданным специально для этой цели отделом современного искусства ЦВЗ «Манеж». В 2007 году в строении на набережной канала Грибоедова, 103, где в то время хранился архив городского суда, открылся Малый зал «Манежа», но делить пространство с архивом ему приходилось вплоть до 2015 года, пока тот окончательно не перевезли. Тогда же, в 2015-м, структурное подразделение «Манежа» получило официальный статус музея и обосновалось в упомянутом здании.

В коллекцию музея входят работы ленинградских и петербургских художников, созданные в период с 1920-х годов до наших дней. В конце 2023 года в фонды поступило собрание Арт-центра «Пушкинская-10». Но из-за нехватки площадей музей не мог открыть постоянную экспозицию, а для хранения порядка 12 тыс. предметов (это и живопись, и графика, и скульптура, и объекты, и декоративно-прикладное искусство, и фотографии) «Манеж» был вынужден арендовать помещения у города.

Новое пространство откроется в доме 101 на набережной канала Грибоедова. Трехэтажный особняк в стиле позднего классицизма значится в списке объектов культурного наследия регионального значения как «Дом Алафузовой Л.А. с двумя служебными флигелями и каретником». Алафузовы были последними владельцами дома, история которого началась в 80-х годах XVIII века. Первоначально участок земли под строительство приобрел вице-полковник лейб-гвардии Гренадерского полка Семен Уваров. Он умер в 1788 году, не завершив строительство. У вдовы не было средств на отделку, и она продала здание в казну. До 1856 года в нем размещались поочередно Медицинская коллегия, Камер-коллегия, Лесной институт и Училище торгового мореплавания. В 1856 году дом выкупил у казны генерал-майор Карл Альбрехт, пригласив для его перестройки архитектора Августа Ланге. А уже в конце XIX века его приобрел купец и промышленник Иван Алафузов. После революции в разные годы здесь размещались художественный техникум, детская экскурсионно-туристическая станция, а до последнего времени — отель «Львиный мостик».

По словам Анны Яловой, директора ЦВЗ «Манеж», в новом здании планируется открыть просветительский центр для занятий художественным творчеством с людьми любого возраста — от малышей до пенсионеров, но основная часть пространства будет отдана под временные выставки и постоянную экспозицию. «И конечно, туда переедут наши фонды, — добавляет Анна Ялова. — Это самый болезненный вопрос, ведь у нас хранится не только коллекция „Пушкинской-10“, но и наша собственная, которую „Манеж“ собирал последние 30 лет».

Первоочередная задача, стоящая перед ЦВЗ «Манеж», — проведение изыскательских работ. Здание имеет охранный статус, поэтому требуется установить, что в нем сохранилось подлинного, а что было переделано. Также необходимо определить объем работ, требующихся для его приспособления под нужды «Манежа». Затем предстоят выбор архитектора, обсуждение планировочных решений и непосредственно проведение работ по приспособлению. «Все понимают, что перед нами стоит огромная задача, и никто не торопит, но у нас есть поручение от городского правительства — начать освоение уже в этом году, — говорит Анна Ялова. — Надеемся, что в конце года сможем представить в новых стенах хотя бы часть нашей коллекции»

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+