Пожары, вспыхнувшие 7 января в агломерации Лос-Анджелеса, уничтожили более 12 тыс. строений, среди которых дома художников и коллекционеров, галереи и мастерские. Из-за продолжительной засухи и горячего ветра Санта-Ана, дующего из Калифорнийской пустыни в сторону побережья (скорость его порывов в этот раз достигала 160 км/ч), пламя распространялось так стремительно, что у людей практически не оставалось времени на раздумья о том, что из своего имущества спасать. Ветер, подхватывая тлеющие угли, разносил их на большие расстояния, что вызывало много новых очагов возгорания одновременно.
Первыми дым, поднимающийся с холмов, увидели
жители фешенебельного прибрежного района Пасифик-Палисейдс. Публично заявить о своих потерях решился проживавший там коллекционер Рон Ривлин. Он рассказал корреспонденту The New York Times, что, заметив приближающийся огонь, решил бежать, прихватив с собой три работы Энди Уорхола — столько, сколько мог унести. Еще два десятка работ лидера поп-арта, наряду с произведениями Джона Балдессари, Кита Харинга, Дэмиена Хёрста и Кенни Шарфа, погибли в огне. Вернувшись на то место, где прежде стоял его дом, Ривлин обнаружил руины, пепел — и уцелевшую скульптуру Майкла Бенисти из нержавеющей стали: две человеческие фигуры, держащиеся за руки.
Галерист Майкл Кон сообщил The Art Newspaper, что он потерял работы Антони Тапиеса и Питера Шуйффа. «У моего дома была металлическая крыша. Она рухнула, и теперь мой дом похож на творение Фрэнка Гери», — горько шутит он.
Далеко не все решаются рассказать о том, что именно из их коллекций сгорело, опасаясь усложнения процесса подачи страховых исков. Но, несомненно, ценные арт-объекты могли украшать уничтоженные дома многих знаменитостей и предпринимателей.
Пока бушевала стихия, читатели новостей с замиранием сердца следили за судьбой кластера Гетти, включающего музей, два исследовательских института и одноименный фонд. Хотя пламя подошло к Вилле Гетти и Центру Гетти на опасное расстояние и прилегающая территория понесла ущерб, сами здания и коллекция, включающая произведения Винсента ван Гога, Эдуарда Мане, Клода Моне, Эдварда Мунка, Рембрандта, Огюста Ренуара и многих других, остались невредимыми. Важно, что, проектируя музей, архитектор Ричард Мейер предусмотрел повышенную защиту от нередких в Калифорнии лесных пожаров и землетрясений. Внешние стены здания облицованы особым огнеупорным видом туфа — травертином, а само оно укреплено изнутри бетоном. Также там действует особая система вентиляции для защиты произведений от дыма, изолирующая любое помещение от других в случае чрезвычайной ситуации.
В Пасифик-Палисейдсе находился дом и 83-летнего Ларри Шёнберга, сына австрийского композитора Арнольда Шёнберга, создателя додекафонии. Прямо за домом было строение, где хранился архив, связанный с именем его отца. Хотя самые ценные документы, включая оригинальные рукописи, давно переданы в Центр Арнольда Шёнберга в Вене, пожар уничтожил фотографии, письма, книги и порядка 10 тыс. партитур, которые Ларри Шёнберг продавал и сдавал в аренду. Без этого архива предстоящие исполнения произведений композитора могут быть затруднены.
К вечеру 7 января начался пожар в районе Алтадина, где сложилось довольно крепкое арт-сообщество. Его лидером можно считать 79-летнего художника Пола Маккарти, известного провокационными перформансами и скульптурами. Стихия уничтожила все три семейных дома, где проживал он, его жена Кэрол и двое их детей-художников. Не уцелели и произведения — как самого Маккарти, так и его друзей. Местная художница Мэри Анна Помонис всего за два дня до трагедии открыла выставку новых работ в галерее Alto Beta — все сгорело дотла. В целом счет художников, утративших в огне свои дома, мастерские, произведения и архивы, идет на десятки.