18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Калифорнийские пожары погубили искусство на миллионы

Уцелевшая бронзовая скульптура среди дымящихся обломков одного из домов семьи художника Пола Маккарти.  Фото: Alex Stevens/Paul McCarthy Studios
Уцелевшая бронзовая скульптура среди дымящихся обломков одного из домов семьи художника Пола Маккарти.
Фото: Alex Stevens/Paul McCarthy Studios
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Жители районов и пригородов Лос-Анджелеса бежали от огня, не успевая вывезти самое ценное. В пепел превратились дома коллекционеров, мастерские художников и галереи. Рассказываем о последствиях пожара для местного арт-сообщества

Пожары, вспыхнувшие 7 января в агломерации Лос-Анджелеса, уничтожили более 12 тыс. строений, среди которых дома художников и коллекционеров, галереи и мастерские. Из-за продолжительной засухи и горячего ветра Санта-Ана, дующего из Калифорнийской пустыни в сторону побережья (скорость его порывов в этот раз достигала 160 км/ч), пламя распространялось так стремительно, что у людей практически не оставалось времени на раздумья о том, что из своего имущества спасать. Ветер, подхватывая тлеющие угли, разносил их на большие расстояния, что вызывало много новых очагов возгорания одновременно.

Первыми дым, поднимаю­щийся с холмов, увидели
жители фешенебельного прибрежного района Пасифик-Палисейдс. Публично заявить о своих потерях решился проживавший там коллекционер Рон Ривлин. Он рассказал корреспонденту The New York Times, что, заметив приближающийся огонь, решил бежать, прихватив с собой три работы Энди Уорхола — столько, сколько мог унести. Еще два десятка работ лидера поп-арта, наряду с произведениями Джона Балдессари, Кита Харинга, Дэмиена Хёрста и Кенни Шарфа, погибли в огне. Вернувшись на то место, где прежде стоял его дом, Ривлин обнаружил руины, пепел — и уцелевшую скульптуру Майкла Бенисти из нержавеющей стали: две человеческие фигуры, держащиеся за руки.

Галерист Майкл Кон сообщил The Art Newspaper, что он потерял работы Антони Тапиеса и Питера Шуйффа. «У моего дома была металлическая крыша. Она рухнула, и теперь мой дом похож на творение Фрэнка Гери», — горько шутит он.

Далеко не все решаются рассказать о том, что именно из их коллекций сгорело, опасаясь усложнения процесса подачи страховых исков. Но, несомненно, ценные арт-объекты могли украшать уничтоженные дома многих знаменитостей и предпринимателей.

Пока бушевала стихия, читатели новостей с замиранием сердца следили за судьбой кластера Гетти, включающего музей, два исследовательских института и одноименный фонд. Хотя пламя подошло к Вилле Гетти и Центру Гетти на опасное расстояние и прилегающая территория понесла ущерб, сами здания и коллекция, включающая произведения Винсента ван Гога, Эдуарда Мане, Клода Моне, Эдварда Мунка, Рембрандта, Огюста Ренуара и многих других, остались невредимыми. Важно, что, проектируя музей, архитектор Ричард Мейер предусмотрел повышенную защиту от нередких в Калифорнии лесных пожаров и землетрясений. Внешние стены здания облицованы особым огне­упорным видом туфа — травертином, а само оно укреплено изнутри бетоном. Также там действует особая система вентиляции для защиты произведений от дыма, изолирующая любое помещение от других в случае чрезвычайной ситуации.

В Пасифик-Палисейдсе находился дом и 83-летнего Ларри Шёнберга, сына австрийского композитора Арнольда Шёнберга, создателя додекафонии. Прямо за домом было строение, где хранился архив, связанный с именем его отца. Хотя самые ценные документы, включая оригинальные рукописи, давно переданы в Центр Арнольда Шёнберга в Вене, пожар уничтожил фотографии, письма, книги и порядка 10 тыс. партитур, которые Ларри Шёнберг продавал и сдавал в аренду. Без этого архива предстоящие исполнения произведений композитора могут быть затруднены.

К вечеру 7 января начался пожар в районе Алтадина, где сложилось довольно крепкое арт-сообщество. Его лидером можно считать 79-летнего художника Пола Маккарти, известного провокационными перформансами и скульптурами. Стихия уничтожила все три семейных дома, где проживал он, его жена Кэрол и двое их детей-художников. Не уцелели и произведения — как самого Маккарти, так и его друзей. Местная художница Мэри Анна Помонис всего за два дня до трагедии открыла выставку новых работ в галерее Alto Beta — все сгорело дотла. В целом счет художников, утративших в огне свои дома, мастерские, произведения и архивы, идет на десятки. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+