18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Искусство принадлежит любознательным — независимо от общественного строя

Обсуждать произведения удобнее сидя. Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Обсуждать произведения удобнее сидя. Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Исследование Андрея Ефица о формах взаимодействия музеев с публикой в 1920–1930-е годы многое приводит к общему знаменателю, в том числе некоторые практические стороны деятельности советских и западных институций

С тех самых пор, как в Европе и Америке стали опережающими темпами, один за одним, открываться общедоступные художественные музеи (кульминация процесса пришлась на XIX век), теоретики и практики культуры постоянно обдумывали концептуальные вопросы. Прежде всего такой: публичный музей — это сокровищница, исследовательский центр, просветительское учреждение или разновидность шоу? Если спросить у сегодняшних специалистов, ответ наверняка будет единодушным: все это вместе, плюс многое другое. Как ни удивительно, столетие назад подобный комплексный подход тоже рассматривался — правда, были у него и весомые оппоненты, а еще на ситуацию, в ту или иную сторону, влияли экономика с политикой. Иногда влияли радикально.

Социалистическая революция в России относилась к числу радикальнейших факторов: музейное дело в стране переформатировали сверху донизу. Причем не один раз. Реформы порой противоречили друг другу, но стратегический курс оставался неизменным: культуру надлежало нести в массы, а значит, просветительская миссия музеев продолжала считаться главным приоритетом.

Ефиц А. «Зритель, будь активен!»: Как музеи рассказывали об искусстве в 1920–1930-е годы. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 320 с., ил.
Ефиц А. «Зритель, будь активен!»: Как музеи рассказывали об искусстве в 1920–1930-е годы. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 320 с., ил.

«Зритель, будь активен!» — цитата, вынесенная в заголовок книги Андрея Ефица, независимого исследователя из Петербурга, выдает свое происхождение моментально, еще до всяких авторских пояснений. Такого рода императивами была буквально пронизана раннесоветская эпоха, они узнаются безошибочно. И действительно, призыв позаимствован с обложки книги отзывов Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), существовавшего в Москве до 1948 года. Те отзывы, по сведениям Ефица, были чаще всего недоуменными или ругательными, но сверхзадача как раз и заключалась в том, чтобы прививать трудящимся навыки «правильного» восприятия культуры. Это касалось не только «буржуазного искусства», но и вообще всего спектра — от древнеегипетских саркофагов до соцреализма. Культпоходы стали всеобщей добровольно-принудительной нормой. Западные музейщики, посещавшие СССР в 1920–1930-е годы, не без изумления констатировали: такого наплыва народных масс они ни в каких арт-институциях прежде не встречали.

Тут и проявляет себя интрига, предложенная исследователем. Он рассматривает музейную жизнь упомянутого исторического отрезка не по отдельности (мол, вот так было у них, а вот так — у нас), но анализирует проблемы и тренды в едином международном контексте. Смысла в такой методике гораздо больше, чем может показаться. Советский опыт был, конечно, во многом уникален, однако нередко опирался на заграничные рецепты. Это вообще было свойственно менталитету руководителей СССР: с трибуны заявлять об эксклюзивности своих достижений, а в реальности то и дело заглядывать за железный занавес — что там новенького у капиталистов? Бывало и наоборот, кстати: некоторые советские наработки хоть и с осторожностью, но принимались во внимание на Западе, и музейные наработки в том числе.

Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Интернациональный охват, явленный в обзоре Андрея Ефица, позволяет обнаружить, что завлечь в музеи широкие слои населения стремились отнюдь не только большевики. Правда, похвастать такой же, как в Советском Союзе, многомиллионной посещаемостью учреждений культуры не мог больше никто и нигде, но дело ведь не только в цифрах. Самым передовым и продвинутым в то время был опыт музеев в США, где не просто любили экспериментировать (в отличие от большинства европейских музеев, державшихся консервативных традиций), но еще и умели находить финансирование для новых идей. И как раз в Америке делали серьезную ставку на демократизацию музейной жизни, пытаясь пристрастить хотя бы часть населения к культурному досугу. Эти процессы были не очень похожи на советскую практику знакомства со «всеми богатствами, накопленными человечеством», однако происходили неизбежные и порой забавные переклички форматов. В Москве и Ленинграде музейщики читали народу лекции о классовой подоплеке любых художеств, а в Чикаго и Бостоне — о роли искусства и дизайна в успешном развитии бизнеса.

Именно в Штатах внедрялись многие новации — жанровые, технические, рекламные, которые в Европе зачастую лишь обосновывались теоретически и применялись довольно робко. И все же европейский опыт тоже внимательно изучен автором книги. Он демонстрирует своего рода исследовательский серфинг, свободно перемещаясь из столицы в столицу и из одной общественно-политической системы в другую, чтобы найти нужные ему примеры и прецеденты.

В результате труд Андрея Ефица получился информативным и наполненным выразительными деталями. Автор воздерживается от вывода в духе «все уже придумано до нас», хотя не обходит ретроспективным вниманием попытки борьбы с «музейной усталостью», пересмотра подходов к экскурсионной работе, использования театра и кинематографа для диалога с публикой, внедрения первых инклюзивных практик. Однако читатель и сам может осознать: современный поворот музеев «лицом к зрителю» имеет обширнейшую предысторию, которая и занятна, и поучительна. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+