18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мурка отдыхает: карнавал животных на канале Грибоедова

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Экспозиция, посвященная анималистической тематике, начинается еще на подходе к Музею искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков: по фасаду здания расселась стая белых голубей (скульптурных), а в оконных проемах — огромные нарисованные кошки

Во дворе музея на набережной канала Грибоедова установлена необычная елка — пирамидальная композиция из фигур животных. Внизу — слоны, львы и буйволы, выше — волки и орлы, венчают композицию опять же белые голуби. Фигуры, выполненные разными авторами, приехали из разных городов, чтобы объединиться в арт-объект (дизайн экспозиции — архитектурное бюро «Витрувий и сыновья», реализация — Сергей Бородкин). На самой выставке — полторы сотни предметов живописи, графики, скульптуры из 36 музеев Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ирбита, Кирова, Нижнего Тагила, Рязани, Самары, Твери и других городов. В любви к животным замечены Натан Альтман, Завен Аршакуни, Петр Кончаловский, Кузьма Петров-Водкин, Нико Пиросмани, Николай Рерих — всего более 140 художников.

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Сразу при входе, под лестницей, посетителей встречает скульптура Дмитрия Каминкера «Городской скорпион» — яркая композиция из дерева, чугуна и габбро-диабаза. Вдоль стен на лестнице устроились аисты и вороны (скульптор Дмитрий Вердияну), на подоконнике — «Грустный тюлень» (Виталий Новиков, Александр Якушев).

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

«Когда возникла идея выставки и мы начали искать экспонаты, оказалось, что их не так уж и много, — рассказывает куратор Ольга Толстая. — В XIX веке анималистика считалась низким жанром, а при советской власти куда важнее были стройки и трудовые подвиги, чем животные и их отношения с человеком».

Экспозиция первого этажа напоминает пещеру с наскальной живописью или Ноев ковчег: здесь в полумраке животные расположились без присутствия человека.

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Первые в этом ряду — скульптуры анималистов Александра Белашова («Сова») и Андрея Марца («Китоглав») из Дарвиновского музея. Пещеру населяют муравьи, зебры, кабаны и большая кошачья компания — от жутковатых фигур с окровавленными пастями («Уликс» Валерии Нибиру, «Добыча» Марины Колдобской) до вальяжной «Мурка отдыхает» Екатерины Звонцовой и симпатичного семейства «Леха-отец, Леха-сын и Лехина мать» Алексея Штерна.

На втором этаже звери представлены на фоне природы. «Ворона» Рубена Варшамова рассматривает в луже свое отражение. «Наседка с цыплятами» Пиросмани вызывает в памяти образы лета в деревне у бабушки.

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Третий этаж — взаимодействие человека и домашних животных. За спиной «Собаки» Петрова-Водкина угадываются дом и хозяева. Лошади бегут по кругу по команде дрессировщика на картине Кончаловского «Цирк». «Мальчик с собакой» Андрея Гончарова как будто говорят друг с другом на одном языке, а маленькая обезьянка с картины Альтмана «Федька — уроженец Парижа» того и гляди опрокинет со стола горшок с цветком.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
«Анималистика. И в шутку, и всерьез»
До 9 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+