18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мурка отдыхает: карнавал животных на канале Грибоедова

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Экспозиция, посвященная анималистической тематике, начинается еще на подходе к Музею искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков: по фасаду здания расселась стая белых голубей (скульптурных), а в оконных проемах — огромные нарисованные кошки

Во дворе музея на набережной канала Грибоедова установлена необычная елка — пирамидальная композиция из фигур животных. Внизу — слоны, львы и буйволы, выше — волки и орлы, венчают композицию опять же белые голуби. Фигуры, выполненные разными авторами, приехали из разных городов, чтобы объединиться в арт-объект (дизайн экспозиции — архитектурное бюро «Витрувий и сыновья», реализация — Сергей Бородкин). На самой выставке — полторы сотни предметов живописи, графики, скульптуры из 36 музеев Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ирбита, Кирова, Нижнего Тагила, Рязани, Самары, Твери и других городов. В любви к животным замечены Натан Альтман, Завен Аршакуни, Петр Кончаловский, Кузьма Петров-Водкин, Нико Пиросмани, Николай Рерих — всего более 140 художников.

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Сразу при входе, под лестницей, посетителей встречает скульптура Дмитрия Каминкера «Городской скорпион» — яркая композиция из дерева, чугуна и габбро-диабаза. Вдоль стен на лестнице устроились аисты и вороны (скульптор Дмитрий Вердияну), на подоконнике — «Грустный тюлень» (Виталий Новиков, Александр Якушев).

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

«Когда возникла идея выставки и мы начали искать экспонаты, оказалось, что их не так уж и много, — рассказывает куратор Ольга Толстая. — В XIX веке анималистика считалась низким жанром, а при советской власти куда важнее были стройки и трудовые подвиги, чем животные и их отношения с человеком».

Экспозиция первого этажа напоминает пещеру с наскальной живописью или Ноев ковчег: здесь в полумраке животные расположились без присутствия человека.

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Первые в этом ряду — скульптуры анималистов Александра Белашова («Сова») и Андрея Марца («Китоглав») из Дарвиновского музея. Пещеру населяют муравьи, зебры, кабаны и большая кошачья компания — от жутковатых фигур с окровавленными пастями («Уликс» Валерии Нибиру, «Добыча» Марины Колдобской) до вальяжной «Мурка отдыхает» Екатерины Звонцовой и симпатичного семейства «Леха-отец, Леха-сын и Лехина мать» Алексея Штерна.

На втором этаже звери представлены на фоне природы. «Ворона» Рубена Варшамова рассматривает в луже свое отражение. «Наседка с цыплятами» Пиросмани вызывает в памяти образы лета в деревне у бабушки.

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Третий этаж — взаимодействие человека и домашних животных. За спиной «Собаки» Петрова-Водкина угадываются дом и хозяева. Лошади бегут по кругу по команде дрессировщика на картине Кончаловского «Цирк». «Мальчик с собакой» Андрея Гончарова как будто говорят друг с другом на одном языке, а маленькая обезьянка с картины Альтмана «Федька — уроженец Парижа» того и гляди опрокинет со стола горшок с цветком.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
«Анималистика. И в шутку, и всерьез»
До 9 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+