18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Мурка отдыхает: карнавал животных на канале Грибоедова

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Экспозиция, посвященная анималистической тематике, начинается еще на подходе к Музею искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков: по фасаду здания расселась стая белых голубей (скульптурных), а в оконных проемах — огромные нарисованные кошки

Во дворе музея на набережной канала Грибоедова установлена необычная елка — пирамидальная композиция из фигур животных. Внизу — слоны, львы и буйволы, выше — волки и орлы, венчают композицию опять же белые голуби. Фигуры, выполненные разными авторами, приехали из разных городов, чтобы объединиться в арт-объект (дизайн экспозиции — архитектурное бюро «Витрувий и сыновья», реализация — Сергей Бородкин). На самой выставке — полторы сотни предметов живописи, графики, скульптуры из 36 музеев Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ирбита, Кирова, Нижнего Тагила, Рязани, Самары, Твери и других городов. В любви к животным замечены Натан Альтман, Завен Аршакуни, Петр Кончаловский, Кузьма Петров-Водкин, Нико Пиросмани, Николай Рерих — всего более 140 художников.

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Сразу при входе, под лестницей, посетителей встречает скульптура Дмитрия Каминкера «Городской скорпион» — яркая композиция из дерева, чугуна и габбро-диабаза. Вдоль стен на лестнице устроились аисты и вороны (скульптор Дмитрий Вердияну), на подоконнике — «Грустный тюлень» (Виталий Новиков, Александр Якушев).

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

«Когда возникла идея выставки и мы начали искать экспонаты, оказалось, что их не так уж и много, — рассказывает куратор Ольга Толстая. — В XIX веке анималистика считалась низким жанром, а при советской власти куда важнее были стройки и трудовые подвиги, чем животные и их отношения с человеком».

Экспозиция первого этажа напоминает пещеру с наскальной живописью или Ноев ковчег: здесь в полумраке животные расположились без присутствия человека.

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Первые в этом ряду — скульптуры анималистов Александра Белашова («Сова») и Андрея Марца («Китоглав») из Дарвиновского музея. Пещеру населяют муравьи, зебры, кабаны и большая кошачья компания — от жутковатых фигур с окровавленными пастями («Уликс» Валерии Нибиру, «Добыча» Марины Колдобской) до вальяжной «Мурка отдыхает» Екатерины Звонцовой и симпатичного семейства «Леха-отец, Леха-сын и Лехина мать» Алексея Штерна.

На втором этаже звери представлены на фоне природы. «Ворона» Рубена Варшамова рассматривает в луже свое отражение. «Наседка с цыплятами» Пиросмани вызывает в памяти образы лета в деревне у бабушки.

Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Третий этаж — взаимодействие человека и домашних животных. За спиной «Собаки» Петрова-Водкина угадываются дом и хозяева. Лошади бегут по кругу по команде дрессировщика на картине Кончаловского «Цирк». «Мальчик с собакой» Андрея Гончарова как будто говорят друг с другом на одном языке, а маленькая обезьянка с картины Альтмана «Федька — уроженец Парижа» того и гляди опрокинет со стола горшок с цветком.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
«Анималистика. И в шутку, и всерьез»
До 9 марта

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+