«Виджи — человек-загадка, — пишет французский куратор Клеман Шеру в каталоге нью-йоркской выставки фотографа. — Он широко известен шокирующими снимками, сделанными для американской бульварной прессы: гангстеры, лежащие в лужах крови, трупы, застрявшие в разбитых машинах, мелкие бандиты, выглядывающие из-за решетки полицейского фургона, шаткие здания, пожираемые огнем... При этом его архивы изобилуют снимками знаменитостей, светских раутов, цирков, восторженных зрителей, вернисажей и кинопремьер...»
Организаторы выставки «Виджи. Общество спектакля» в Международном центре фотографии пытаются разгадать этот парадокс, по-новому взглянув на человека, родившегося в 1899 году под именем Ашер Феллиг в Австро-Венгрии, на территории современной Украины. С неизменным фотоаппаратом Speed Graphic в руках, Виджи, которого редко можно было увидеть без его фирменной сигары, получил известность, работая по ночам внештатным фотокорреспондентом на Манхэттене в середине 1930-х годов. Псевдоним, образованный от названия спиритической доски, отсылает к его сверхъестественной способности оказываться на месте происшествия раньше полицейских и пожарных бригад.
«Виджи — очень своеобразная фигура, — говорит британский писатель, куратор и ученый Дэвид Кэмпани, недавно вновь присоединившийся к Международному центру фотографии в роли креативного директора. — Это настолько яркая личность, что, если бы его не существовало, его нужно было бы выдумать. Но штука в том, что он выдумал себя сам».
Снимки Виджи не вписываются в узкие рамки жанра криминальной фотографии, да и масштабы его устремлений были куда шире; в числе прочего он предлагал более гуманистический взгляд на своих нью-йоркских собратьев по рабочему классу. За 1940-е — начало 1950-х годов его фотографии дважды включали в выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке, он опубликовал три книги, параллельно продолжая снимать как для новостных изданий, так и для престижных журналов мод и штампуя свои отпечатки подписью “Weegee The Famous” («Тот самый знаменитый Виджи»). Позднее он переехал в Голливуд, где начал фотографировать кинозвезд и сам стал своего рода знаменитостью. В последние десятилетия жизни он экспериментировал с 16-миллиметровой пленкой и художественными искажениями. Виджи умер в 1968 году. Годом позднее архив его студии был передан в дар Международному центру фотографии, который с тех пор организовал пять выставок, посвященных различным аспектам его творчества.
Нынешняя экспозиция представляет собой своего рода возвращение домой сразу в нескольких смыслах. Первоначально ее открытие состоялось в позапрошлом году в парижском Фонде Анри Картье-Брессона, должность директора в котором занимает Шеру, а позднее она отправилась в Фонд MAPFRE в Мадриде. В Нью-Йорке выставка расположилась в более просторном и иммерсивном пространстве, и, конечно же, она по-особенному смотрится в историческом диалоге с окружающей ее городской средой. «У нас большие окна, которые выходят прямо на Нижний Ист-Сайд, и в экспозиции представлены фотографии Виджи, сделанные буквально в двух шагах отсюда», — рассказывает Кэмпани.
По его словам, выставка призвана в первую очередь дать новую оценку разностороннему творчеству Виджи. «Клеман смог посмотреть на Виджи отстраненно и увидеть его как человека, который не просто делал репортажи, но сознавал, что события становятся событиями, потому что их фотографируют, и знаменитости становятся знаменитостями, потому что их фотографируют, — объясняет Кэмпани. — Так что в его творчество встроен своего рода метакомментарий, сознание того, какую роль во всем этом играет фотография».
«Виджи фотографировал людей, наблюдающих за происходящим, будь то пожар, автокатастрофа или место убийства, — говорит Кэмпани. — Ему важен снимок, на котором событие предстает как спектакль. Дело не в том, преступление это или несчастный случай, дело в самом явлении».
Международный центр фотографии
«Виджи. Общество спектакля»
До 5 мая