18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Франциско Инфанте во временах и пространствах

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В Новой Третьяковке проходит ретроспектива знаковой фигуры российского современного искусства. В экспозицию вошло свыше 400 работ, инсталляций, охвачен более чем 60-летний творческий путь одного из первопроходцев кинетизма в СССР

Ради выставки «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» залы в Новой Третьяковке полностью преобразились: впервые в истории здесь нет никакой застройки, а лишь наполненное воздухом пространство с парящими в нем произведениями и элегантной игрой света и тени. Эскизы дизайна экспозиции разработал сам Инфанте, однако не все задумки могли быть реализованы с точки зрения архитектуры зала, и адаптировал желаемое к реальности архитектор Евгений Асс.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Художник вообще отличается деятельным участием во всех процессах. Одна из кураторов, искусствовед Ирина Горлова, вспоминает: в самом начале ее предупреждали, что она будет «лить слезы» — работать с Инфанте очень сложно. «Могу сказать лишь, что Франциско является очень конструктивным художником, он все время заставлял что-то переделывать до достижения совершенства», — комментирует куратор сегодня.

Франциско Инфанте на выставке «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Франциско Инфанте на выставке «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Используя разнообразие техник, жанров, медиумов, Инфанте всю свою жизнь старается решить поставленную еще в ранней юности задачу — «обозначить природу бесконечности мира», используя в качестве универсального визуального языка геометрию. Геометрична (но при этом не линейна) и сама выставка. По словам куратора, нарратив экспозиции построен причудливым образом: зритель попадает в исполинских размеров белый куб и, как ему кажется, движется в хронологическом порядке от работ конца 1960-х из серии «Супрематические игры» к совсем свежим произведениям. И вот вы уже вроде бы закончили 2024 год, однако, переступая порог «темной зоны», оформленной в сером цвете, вновь попадаете в 1960-е, где вас встречает одна из самых ранних, но в то же время знаковых работ «Рождение вертикали», которую художник создал в 19 лет. Далее перед зрителем предстает реконструкция инсталляции 1985 года «Фотографическое пространство моей комнаты», предвосхитившей появление селфи-зон.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

И это не всё. Продолжают экспозицию созданные в соавторстве с супругой Нонной Горюновой артефакты из серии «Очаги искривленного пространства» — рукотворные зеркальные объекты, повторяющие основные супрематические формы: крест, круг, треугольник и примкнувший к ним «искусственный объект», интегрированные в естественную среду. В них «природа и артефакт выступают на равных… Природа заключает в себе функцию бесконечности, а искусственный объект-артефакт — символ технической части мира». Хотя конечным художественным продуктом авторы считают именно фото, формы также представлены в экспозиции.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Еще одна знаковая и, пожалуй, самая зрелищная и чарующая работа — кинетическая скульптура «Пространство, движение, бесконечность», придуманная Инфанте в 1963 году после присоединения к «Коллективу свободных художников» (с 1964 года — ‎«Движение»), объединению инженеров, архитекторов и художников, увлеченных идеей кинетизма. Рядом на первый взгляд менее броское, но при ближайшем рассмотрении завораживающее произведение — небольшой прозрачный куб «Душа кристалла», отражающий стремление художника к абсолютному минимализму. На эскизе к нему Инфанте написал: «Душа кристалла — конструкция бесконечности». И действительно, игра мерцающих граней создает иллюзию бесконечной глубины.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В отдельном зале представлена серия «Проекты реконструкции звездного неба», в которой художник складывает созвездия в строгие геометрические фигуры или каббалистические знаки. Напротив — внушительных размеров лайтбоксы с артефактами из серии «Сквозь камень», созданными Инфанте и Горюновой в Италии. Вдохновившись растениями, пробивающимися сквозь толщу древней кладки, пара представила свое видение упорства и жажды жизни.

На втором этаже располагается архивный раздел, посвященный документации процессов разработки художником его изобретений и их воплощения — «Спиралей», «Рождения вертикали», кинетических объектов и конструкций, которые легли в основу серий артефактов. В витринах представлена, в частности, переписка с историком искусства Джоном Боултом; из писем можно узнать о творческих исканиях и размышлениях Франциско Инфанте и о художественной жизни 1970-х.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Приятно, что единая стилистика соблюдена даже в мелочах. Например, оформление входной группы с названием выставки подчеркивается зеркальными полосками, размещенными на ступенях лестницы. Очевидно, что перфекционизм художника нашел отклик у всех, кто готовил экспозицию. Даже если и пришлось пролить немного слез, оно того стоило.

Новая Третьяковка
«Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности»
До 13 апреля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+