18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Право на гедонизм: путь импрессионистов в России

Лукиан Попов. «В саду» («Чаепитие»). 1911. Фото: Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Лукиан Попов. «В саду» («Чаепитие»). 1911.
Фото: Оренбургский областной музей изобразительных искусств
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию

В прошлом году музеи мира отмечали 150-летие с момента проведения в Париже эпохальной выставки «Анонимного кооперативного объединения художников-живописцев, скульпторов и граверов», участников которой журналист Луи Леруа пренебрежительно прозвал «импрессионистами» (читай: «впечатленцами»). Подобной точки отсчета для «русского импрессионизма» не существует, ведь не было ни содружества художников, разделявших присущие этому направлению принципы, ни соответствующих программных выставок. Контуры этого явления столь же зыбки, как и очертания предметов на импрессионистических полотнах: в России рубежа XIX–XX веков оно мерцает где-то между передвижниками и авангардом. Это мерцание зафиксировано на новой выставке «Изображая воздух», подготовленной Музеем русского импрессионизма. Произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию. Долгожданным проектом — в таком объеме и многообразии «русский импрессионизм» в этих стенах еще не показывали — музей отмечает собственный десятилетний юбилей, причем первый из двух: в 2015-м, за год до открытия здания в Москве, часть будущей постоянной коллекции презентовали в Венеции.

Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма
Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма

Распространение «французской болезни»

Импрессионизм настолько же естественно притягателен для современного зрителя, насколько возмутительно неприглядным казался он в пору своего зарождения и расцвета. О том, как французские художники завоевывали расположение критиков и публики, написано много. В России к новому явлению в живописи тоже отнеслись настороженно и недружелюбно. «С каких пор вы стали прививать вашей галерее сифилис?» — ядовито спросил Владимир Маковский у Павла Третьякова, когда тот приобрел у Валентина Серова «Девушку, освещенную солнцем» (1888). В игре бликов на ее лице передвижнику, вероятно, виделись язвенные следы так называемой в то время французской болезни. Но, главное, этой болезнью воспринимался сам импрессионизм — и его симптомы можно было видеть в живописи не только молодых авторов, но и таких мэтров, как Илья Репин и Василий Поленов, который первым из академиков приравнял пленэрный этюд к законченному произведению.

Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма
Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма

Упомянутая картина Серова, наряду с его же «Девочкой с персиками», а также с «Портретом хористки» Константина Коровина, считается одним из ранних и хрестоматийных примеров русского импрессионизма. Но подобно тому, как импрессионистическая картина не имеет главного героя в привычном понимании слова (даже в портрете важен не столько человек со всеми его чувствами, думами, индивидуальными чертами и положением в обществе, сколько его мимолетный образ), экспозиция избегает всем знакомых шедевров, перетягивающих внимание на себя. Главное здесь — пестрота поисков, подходов, изобразительных мотивов, о чем можно судить по названиям разделов. «По направлению к свету», «Доминанта цвета», «Объединяя небо и землю», «На пленэре», «Японизмы» — и это лишь часть.

Правда сиреневого

Помимо «Серовина» и «Корова» (так величал двух приятелей, Серова и Коровина, меценат Савва Мамонтов, о чем многие теперь знают благодаря названию книжного магазина как раз в Музее русского импрессионизма), здесь встречаются имена Абрама Архипова, Игоря Грабаря, Николая Мещерина, Константина Юона и многих других художников, включая почти забытых, таких как Арнольд Лаховский или Серафима Блонская.

Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма
Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма

Среди них и Алексей Корин, прапрадед востребованной современной художницы Ирины Кориной, которая, кстати, сделала для выставки большую инсталляцию. В ее работе формулы и диаграммы, связанные с научным пониманием света, мелькают в напоминающих абажуры подвесах. (Уместно вспомнить, что появление импрессионизма не в последнюю очередь связано с развитием знаний о свете и зрительном восприятии цвета.)

«Абсолютно черное тело», «ультрафиолетовая катастрофа» — названия элементов инсталляции Корина позаимствовала из физики. Но художественная правда шире, чем правда научная.

Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма
Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма

Михаил Матюшин, для которого импрессионизм был абсолютно отрефлексированным этапом творческого пути, некогда писал: «Мы, молодые, бредили в начале нашего века „правдой“ сиреневого, фиолетового тонов, зелеными, изумрудными, ярко-светлыми веронезами…» Представленный на выставке портрет Елены Гуро, художницы и поэтессы, жены и соратницы Матюшина, написан им в 1906 году в нежно-лиловых тонах. Позднее художника заинтересует идея «четвертого измерения», практика «расширенного смотрения», но трамплином к выработке новой трактовки пространства послужили в том числе импрессионистические штудии.

Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма
Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма

Тридцать шесть видов России

В маленьком, но интригующем разделе выставки «Японизмы» три картины сопоставляются с японскими гравюрами. «И французские, и русские художники были увлечены японским искусством, — поясняет главный хранитель Музея русского импрессионизма и куратор выставки Наталья Свиридова. — Японцы висели на стене парижской мастерской Борисова-Мусатова. Грабарь, как мы знаем из его переписки с братом, пачками скупал японскую гравюру. Художники увидели в ней совершенно незнакомый им прежде подход к композиции: нарочитую фрагментарность (какую можно было видеть и в бурно развивающейся фотографии), искажение перспективы. На выставке мы показываем такие заимствования».

И действительно, изображая балюстраду слегка по диагонали и обрезая ее краями холста, Грабарь использует фактически тот же прием, что и Судзуки Харунобу в ксилографии с изображением девушки, читающей письмо, стоя на балконе. А полотна Константина Кузнецова и Василия Переплетчикова, в свою очередь, рифмуются с гравюрами Кацусики Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»: и там, и там стволы деревьев пересекают композиции снизу доверху, создавая препятствие для разглядывания расстилающихся за ними пейзажей.

Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма
Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма

Торжество легкого сюжета

Прелесть мимолетного впечатления — главное в импрессионизме. Неудивительно, что сразу три раздела на выставке объединены заголовком «Легкий сюжет». Они посвящены домашнему отдыху, светским развлечениям и хлопотам материнства. Эти картины чем-то напоминают случайные фотографии из домашнего архива. Вот, например, Коровин изобразил своих близких за чаепитием; при этом мы видим один пустой, отодвинутый от стола стул — художник будто на мгновенье привстал, чтобы запечатлеть приятную сцену. Герои импрессионистических полотен, кажется, совсем не позируют (хотя зачастую это лишь иллюзия), а то и вовсе не замечают обращенного к ним взгляда живописца: они стоят к нему спиной или вполоборота, продолжая непринужденную беседу, прогулку или шитье.

Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» удачно пересекается с «Передвижниками» в Третьяковской галерее (до 6 апреля): два проекта демонстрируют разность художественных принципов и исканий художников-современников. Берясь за «легкие», но без слащавости сюжеты, увлеченные импрессионизмом авторы манифестировали свое право просто наслаждаться процессом живописи, думая об этом как о высшем ее предназначении и не признавая, что оно заключается в социальной рефлексии или идеологическом пафосе. Рассматривая их полотна, зритель тоже отдается этому гедонистическому чувству. 


Есть ли в русском импрессионизме что-то свое, особое?

Существуют ли особые черты, присущие русскому импрессионизму? Выставка призвана ответить на этот вопрос. Одно из главных кураторских наблюдений оформилось в раздел «Черный импрессионизм», где собраны картины, объединенные темной, пасмурной палитрой. «Мы не утверждаем этим разделом, будто бы французские художники не создавали темных работ, — уточняет куратор Наталья Свиридова. — Но у русских художников они встречались чаще по ряду причин. Это связано прежде всего с нашим климатом: полгода зимы, короткие дни, недостаток солнца, необходимость работать при плохом освещении — а ведь художники писали то, что видели. Кроме того, все они были так или иначе воспитаны на очень сильных традициях русского критического реализма, передвижничества, и темная палитра наследовалась ими естественным образом».

Длинной зимой и суровым климатом объясняется и большое количество натюрмортов и картин бытового жанра с изображением интерьеров: работать на пленэре в русский мороз — совсем не то, что писать стога сена или цветущие маки на полях в Живерни. Свиридова предлагает обратить внимание на этюд Михаила Шемякина (1875–1944) «Гиацинты ночью», где горшки будто растворяются в собственных тенях. «Даже в натюрморте импрессионисты почти не интересуются предметом», — подчеркивает куратор. Городской мотив тоже по‑разному раскрывается в «ортодоксальном» французском импрессионизме и в его русской модификации. Парижские художники-бонвиваны изображали бурлящую жизнь мегаполиса: широкие проспекты, огни ночного города, переполненные кафе и кабаре. Но в творчестве русских импрессионистов даже Москва и Петербург не имеют того же блеска, напоминая скорее провинциальные города, — на выставке эта особенность раскрывается в разделах «Русский город» и «Русские мотивы».

Музей русского импрессионизма
«Изображая воздух. Русский импрессионизм»
14 февраля – 1 июня

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
7
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+