18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гжель: цвет вдохновения — синий. Но не только

Скульптура «Чаепитие». 1978. Автор Л.П.Азарова. Производственное объединение «Гжель».  Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Скульптура «Чаепитие». 1978. Автор Л.П.Азарова. Производственное объединение «Гжель».
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Гжельская керамика — хрестоматийный пример старинного народного промысла, который в ХХ веке был полностью утрачен, а затем возрожден с нуля, причем занимались возрождением не народные умельцы, а городские историки искусства и художники

В середине XVIII века крестьяне в подмосковной деревне Гжель и окрестностях производили посуду из местной красной глины, сверху ее покрывали белой глазурью и поверх нее расписывали четырьмя красками: желтой, зеленой, синей и коричневой. Фирменными изделиями гжельских мастеров майолики были квасники и кумганы — плоские кувшины с носиком, как у чайника. Их часто украшали декоративными фигурками.

Тарелка с цветочной росписью. 1830–1865. Завод братьев Гулиных.  Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Тарелка с цветочной росписью. 1830–1865. Завод братьев Гулиных.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В XIX веке гжельская керамика стала изящнее. Мастера освоили технологию производства посуды из фаянса и фарфора. Для упрощения от четырехцветной росписи отказались в пользу синей по белому фону, быстрыми мазками. Так родился стиль, который потом признают гжельской классикой. В середине XIX века Гжель становится брендом, в округе работает 120 больших и маленьких фарфоровых и фаянсовых заводов. Ассортимент и технологии постоянно обновляются, так что сине-белая продукция довольно скоро выходит из моды.

К ХХ веку Гжель проигрывает более крупным конкурентам, а уцелевшие заводы переключаются на выпуск аптечной посуды и электротехнического фарфора. В период нэпа в деревнях создаются артели кустарей — здесь вновь производят посуду и игрушки, но продукция не отличается оригинальностью.

Кружки в виде головы турка и турчанки. 1820–1830-е. Неизвестный частный завод.   Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Кружки в виде головы турка и турчанки. 1820–1830-е. Неизвестный частный завод.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

И лишь после войны искусствовед Александр Салтыков и художница Наталия Бессарабова возродили в Гжели промысел. Изучили музейные экспонаты и за основу взяли ту самую, простую и яркую синюю роспись, как в начале XIX века. Разработали азбуку мазков и обучили ей других художников. Так гжельский промысел пережил второе рождение.

У Всероссийского музея декоративного искусства богатая коллекция гжельской керамики — около 1,7 тыс. единиц хранения. И 700 из них представлены на выставке, прослеживающей все этапы увлекательной истории возрожденного промысла.

Всероссийский музей декоративного искусства
«Формула Гжели»
До 9 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+