18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Облака под малозаметным, но строгим присмотром

Рисунок Аркадия Насонова (1993) весьма характерен для периода становления «Облачной комиссии».  Фото: Аркадий Насонов
Рисунок Аркадия Насонова (1993) весьма характерен для периода становления «Облачной комиссии».
Фото: Аркадий Насонов
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Хроники «Облачной комиссии», важной арт-группы 1990-х, представлены в сборнике, выпущенном художником Аркадием Насоновым. Тем самым подведены итоги, которые можно назвать промежуточными: формально эту группу никто не распускал

Название книги — это еще и наименование арт-группы, возникшей в начале 1990-х годов. Материалы о ней составили это издание. А кроме того, облачная комиссия — отдел Главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова в Ленинграде, название которого и присвоили себе художники вместе с практикой инспектирования облаков.

«Облачная комиссия»: Избранные материалы. 1990–1999 / Аркадий Насонов. М., 2024. 544 с., ил.
«Облачная комиссия»: Избранные материалы. 1990–1999 / Аркадий Насонов. М., 2024. 544 с., ил.

В костяк группы входили художник Аркадий Насонов (он же составитель и издатель книги), а кроме него — Дмитрий Лигейрос (Карабанов), Татьяна Деткина, Владимир Могилевский и Мария Шилова. Но в реальности список «облачных комиссаров» почти бесконечен: комиссарские билеты, репродуцированные в сборнике, получали едва ли не все причастные к деятельности группы, включая Владислава Мамышева-Монро, Германа Виноградова и многих других. Хронология самой группы также не ограничивается заявленными рамками 1990–1999 годов: официально «Облачную комиссию» до сих пор никто не распускал.

Группа совместила в работе ироническую серьезность концептуализма и психоделический шарм постперестроечных лет, обаяния которого не избежали и «Инспекция „Медицинская герменевтика“», и дуэт «ФенСо». «Облачная комиссия» в лице всех причастных «предсказывала», «предостерегала», «отклоняла» и «давала добро» на явления повсе­дневности или события истории. Нередко для этого осваивались неведомые и никем не занятые пространства в духе начатой художниками 1980-х практики сквотов. Кроме того, художники устраивали неземные акции, благодушно игнорируя потрясения вокруг.

Рисунок Аркадия Насонова. 1993.  Фото: Аркадий Насонов
Рисунок Аркадия Насонова. 1993.
Фото: Аркадий Насонов

Хотя «комиссарская» атрибутика в работе группы неизменно соблюдалась (многочисленные протоколы, заключения и когнитивные карты собраны под обложкой настоящего сборника), сама практика «Облачной комиссии» была, по выражению Насонова, «приватной», «избегала общественного внимания» и «не выставлялась». Тексты, описывающие приключения «облачных комиссаров» (первый в книге, например, стилизован под детективный роман), зачастую не документация творческого процесса или попытка его осмысления, как в случае группы «Коллективные действия», а свободные блуждания во вселенной знаков, ссылок и смыслов, открытой для множества интерпретаций и по определению не имеющей берегов.

В этой вселенной сложно со всей строгостью заключить, что же из представленного в ней является художественным событием. А написанные тексты непрозрачны и сами требуют вдумчивого инспектирования. Вероятно, по этой причине деятельность группы оказалась слабо задокументирована, и полноценные издания о ней пока не увидели свет, несмотря на выставочный интерес к ее работам в последние годы («Уют и ра­зум» в Музее Москвы, 2021; «Облачное хранилище» в «ГЭС-2», 2023).

Аркадий Насонов, Мария Шилова. Рисунок к акции. 1996.  Фото: Аркадий Насонов
Аркадий Насонов, Мария Шилова. Рисунок к акции. 1996.
Фото: Аркадий Насонов

Книга «Облачная комиссия» — попытка подвести промежуточный итог деятельности группы, которая, в свою очередь, сама началась с публикации книги. В 1992 году художники обнаружили брошюру «Руководство для определения облачных форм» (1930) упомянутой выше обсерватории. Брошюру они перепечатали, почти ничего в ней не изменив, и привили тем самым на российскую почву постмодернистскую практику апроприации. А заодно редкую в местном искусстве практику «книги художника» в ее сухом концептуальном понимании, описанную американским критиком Люси Липпард как произведение искусства, созданное, чтобы воплотиться в простой, типографски изданной книге в духе Эда Рушея или Лоуренса Вайнера. Такого рода работы резко контрастируют с известными публике объектами самиздат-арта (термин Валерия и Риммы Герловиных) и изысканными книжными работами Михаила Карасика, Леонида Тишкова, Михаила Погарского и других.

«Облачная комиссия» впоследствии выпустила множество artists’ books; некоторые из них, например «Дар совы», изобретательно воспроизведены на страницах нынешнего сборника. Отдельные проекты, в частности «Бессонник Насонова», в оригинале совмещавший живопись и текст, сведены к своему текстовому каркасу и адаптированы для приватного чтения вне залов музея. В этом смысле книга балансирует на стыке документации и оригинальной работы в жанре «книги художника». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+