18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Облака под малозаметным, но строгим присмотром

Рисунок Аркадия Насонова (1993) весьма характерен для периода становления «Облачной комиссии».  Фото: Аркадий Насонов
Рисунок Аркадия Насонова (1993) весьма характерен для периода становления «Облачной комиссии».
Фото: Аркадий Насонов
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Хроники «Облачной комиссии», важной арт-группы 1990-х, представлены в сборнике, выпущенном художником Аркадием Насоновым. Тем самым подведены итоги, которые можно назвать промежуточными: формально эту группу никто не распускал

Название книги — это еще и наименование арт-группы, возникшей в начале 1990-х годов. Материалы о ней составили это издание. А кроме того, облачная комиссия — отдел Главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова в Ленинграде, название которого и присвоили себе художники вместе с практикой инспектирования облаков.

«Облачная комиссия»: Избранные материалы. 1990–1999 / Аркадий Насонов. М., 2024. 544 с., ил.
«Облачная комиссия»: Избранные материалы. 1990–1999 / Аркадий Насонов. М., 2024. 544 с., ил.

В костяк группы входили художник Аркадий Насонов (он же составитель и издатель книги), а кроме него — Дмитрий Лигейрос (Карабанов), Татьяна Деткина, Владимир Могилевский и Мария Шилова. Но в реальности список «облачных комиссаров» почти бесконечен: комиссарские билеты, репродуцированные в сборнике, получали едва ли не все причастные к деятельности группы, включая Владислава Мамышева-Монро, Германа Виноградова и многих других. Хронология самой группы также не ограничивается заявленными рамками 1990–1999 годов: официально «Облачную комиссию» до сих пор никто не распускал.

Группа совместила в работе ироническую серьезность концептуализма и психоделический шарм постперестроечных лет, обаяния которого не избежали и «Инспекция „Медицинская герменевтика“», и дуэт «ФенСо». «Облачная комиссия» в лице всех причастных «предсказывала», «предостерегала», «отклоняла» и «давала добро» на явления повсе­дневности или события истории. Нередко для этого осваивались неведомые и никем не занятые пространства в духе начатой художниками 1980-х практики сквотов. Кроме того, художники устраивали неземные акции, благодушно игнорируя потрясения вокруг.

Рисунок Аркадия Насонова. 1993.  Фото: Аркадий Насонов
Рисунок Аркадия Насонова. 1993.
Фото: Аркадий Насонов

Хотя «комиссарская» атрибутика в работе группы неизменно соблюдалась (многочисленные протоколы, заключения и когнитивные карты собраны под обложкой настоящего сборника), сама практика «Облачной комиссии» была, по выражению Насонова, «приватной», «избегала общественного внимания» и «не выставлялась». Тексты, описывающие приключения «облачных комиссаров» (первый в книге, например, стилизован под детективный роман), зачастую не документация творческого процесса или попытка его осмысления, как в случае группы «Коллективные действия», а свободные блуждания во вселенной знаков, ссылок и смыслов, открытой для множества интерпретаций и по определению не имеющей берегов.

В этой вселенной сложно со всей строгостью заключить, что же из представленного в ней является художественным событием. А написанные тексты непрозрачны и сами требуют вдумчивого инспектирования. Вероятно, по этой причине деятельность группы оказалась слабо задокументирована, и полноценные издания о ней пока не увидели свет, несмотря на выставочный интерес к ее работам в последние годы («Уют и ра­зум» в Музее Москвы, 2021; «Облачное хранилище» в «ГЭС-2», 2023).

Аркадий Насонов, Мария Шилова. Рисунок к акции. 1996.  Фото: Аркадий Насонов
Аркадий Насонов, Мария Шилова. Рисунок к акции. 1996.
Фото: Аркадий Насонов

Книга «Облачная комиссия» — попытка подвести промежуточный итог деятельности группы, которая, в свою очередь, сама началась с публикации книги. В 1992 году художники обнаружили брошюру «Руководство для определения облачных форм» (1930) упомянутой выше обсерватории. Брошюру они перепечатали, почти ничего в ней не изменив, и привили тем самым на российскую почву постмодернистскую практику апроприации. А заодно редкую в местном искусстве практику «книги художника» в ее сухом концептуальном понимании, описанную американским критиком Люси Липпард как произведение искусства, созданное, чтобы воплотиться в простой, типографски изданной книге в духе Эда Рушея или Лоуренса Вайнера. Такого рода работы резко контрастируют с известными публике объектами самиздат-арта (термин Валерия и Риммы Герловиных) и изысканными книжными работами Михаила Карасика, Леонида Тишкова, Михаила Погарского и других.

«Облачная комиссия» впоследствии выпустила множество artists’ books; некоторые из них, например «Дар совы», изобретательно воспроизведены на страницах нынешнего сборника. Отдельные проекты, в частности «Бессонник Насонова», в оригинале совмещавший живопись и текст, сведены к своему текстовому каркасу и адаптированы для приватного чтения вне залов музея. В этом смысле книга балансирует на стыке документации и оригинальной работы в жанре «книги художника». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+