18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Облака под малозаметным, но строгим присмотром

Рисунок Аркадия Насонова (1993) весьма характерен для периода становления «Облачной комиссии».  Фото: Аркадий Насонов
Рисунок Аркадия Насонова (1993) весьма характерен для периода становления «Облачной комиссии».
Фото: Аркадий Насонов
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Хроники «Облачной комиссии», важной арт-группы 1990-х, представлены в сборнике, выпущенном художником Аркадием Насоновым. Тем самым подведены итоги, которые можно назвать промежуточными: формально эту группу никто не распускал

Название книги — это еще и наименование арт-группы, возникшей в начале 1990-х годов. Материалы о ней составили это издание. А кроме того, облачная комиссия — отдел Главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова в Ленинграде, название которого и присвоили себе художники вместе с практикой инспектирования облаков.

«Облачная комиссия»: Избранные материалы. 1990–1999 / Аркадий Насонов. М., 2024. 544 с., ил.
«Облачная комиссия»: Избранные материалы. 1990–1999 / Аркадий Насонов. М., 2024. 544 с., ил.

В костяк группы входили художник Аркадий Насонов (он же составитель и издатель книги), а кроме него — Дмитрий Лигейрос (Карабанов), Татьяна Деткина, Владимир Могилевский и Мария Шилова. Но в реальности список «облачных комиссаров» почти бесконечен: комиссарские билеты, репродуцированные в сборнике, получали едва ли не все причастные к деятельности группы, включая Владислава Мамышева-Монро, Германа Виноградова и многих других. Хронология самой группы также не ограничивается заявленными рамками 1990–1999 годов: официально «Облачную комиссию» до сих пор никто не распускал.

Группа совместила в работе ироническую серьезность концептуализма и психоделический шарм постперестроечных лет, обаяния которого не избежали и «Инспекция „Медицинская герменевтика“», и дуэт «ФенСо». «Облачная комиссия» в лице всех причастных «предсказывала», «предостерегала», «отклоняла» и «давала добро» на явления повсе­дневности или события истории. Нередко для этого осваивались неведомые и никем не занятые пространства в духе начатой художниками 1980-х практики сквотов. Кроме того, художники устраивали неземные акции, благодушно игнорируя потрясения вокруг.

Рисунок Аркадия Насонова. 1993.  Фото: Аркадий Насонов
Рисунок Аркадия Насонова. 1993.
Фото: Аркадий Насонов

Хотя «комиссарская» атрибутика в работе группы неизменно соблюдалась (многочисленные протоколы, заключения и когнитивные карты собраны под обложкой настоящего сборника), сама практика «Облачной комиссии» была, по выражению Насонова, «приватной», «избегала общественного внимания» и «не выставлялась». Тексты, описывающие приключения «облачных комиссаров» (первый в книге, например, стилизован под детективный роман), зачастую не документация творческого процесса или попытка его осмысления, как в случае группы «Коллективные действия», а свободные блуждания во вселенной знаков, ссылок и смыслов, открытой для множества интерпретаций и по определению не имеющей берегов.

В этой вселенной сложно со всей строгостью заключить, что же из представленного в ней является художественным событием. А написанные тексты непрозрачны и сами требуют вдумчивого инспектирования. Вероятно, по этой причине деятельность группы оказалась слабо задокументирована, и полноценные издания о ней пока не увидели свет, несмотря на выставочный интерес к ее работам в последние годы («Уют и ра­зум» в Музее Москвы, 2021; «Облачное хранилище» в «ГЭС-2», 2023).

Аркадий Насонов, Мария Шилова. Рисунок к акции. 1996.  Фото: Аркадий Насонов
Аркадий Насонов, Мария Шилова. Рисунок к акции. 1996.
Фото: Аркадий Насонов

Книга «Облачная комиссия» — попытка подвести промежуточный итог деятельности группы, которая, в свою очередь, сама началась с публикации книги. В 1992 году художники обнаружили брошюру «Руководство для определения облачных форм» (1930) упомянутой выше обсерватории. Брошюру они перепечатали, почти ничего в ней не изменив, и привили тем самым на российскую почву постмодернистскую практику апроприации. А заодно редкую в местном искусстве практику «книги художника» в ее сухом концептуальном понимании, описанную американским критиком Люси Липпард как произведение искусства, созданное, чтобы воплотиться в простой, типографски изданной книге в духе Эда Рушея или Лоуренса Вайнера. Такого рода работы резко контрастируют с известными публике объектами самиздат-арта (термин Валерия и Риммы Герловиных) и изысканными книжными работами Михаила Карасика, Леонида Тишкова, Михаила Погарского и других.

«Облачная комиссия» впоследствии выпустила множество artists’ books; некоторые из них, например «Дар совы», изобретательно воспроизведены на страницах нынешнего сборника. Отдельные проекты, в частности «Бессонник Насонова», в оригинале совмещавший живопись и текст, сведены к своему текстовому каркасу и адаптированы для приватного чтения вне залов музея. В этом смысле книга балансирует на стыке документации и оригинальной работы в жанре «книги художника». 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+