18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Сложный ландшафт панафриканского искусства

Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.  Фото: The Art Institute of Chicago
Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.
Фото: The Art Institute of Chicago
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В центре внимания создателей выставки «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств — три главных движения за права чернокожего населения: киломбизм, гарвеизм и негритюд

Борец за права чернокожих, афробразильский художник, ученый и политик Абдиас ду Насименту с 15-летнего возраста наблюдал, как полицейские Сан-Паулу — в подавляющем большинстве белые — день за днем терроризировали его сверстников. С тех пор он всю жизнь стремился привлечь внимание к «неотложной потребности чернокожего населения Бразилии отвоевать обратно свою память». В декабре 1980 года Насименту изложил свои идеи в эссе под названием «Киломбизм. Афробразильская политическая альтернатива». Он призывал к сопротивлению многовековому дегуманизирующему догматическому евроцентризму, используя слова, которые нашли отклик у самых разных сообществ, активистов и целых народов во всем мире.

Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.  Фото: The Art Institute of Chicago
Выставка «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» в Чикагском институте искусств.
Фото: The Art Institute of Chicago

В центре внимания создателей выставки «Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики» три главных движения за права чернокожего населения: киломбизм Насименту, гарвеизм и негритюд. В 12 залах Чикагского института искусств зрителей ждет захватывающее исследование того, что стоит за понятием «панафриканизм» и что оно значит для самих художников. Этот термин уже больше столетия используется в Африке, Южной Америке, США, на Карибах и в других регионах и охватывает самые разные направления — от черного интернационализма до афромодернизма и афрополитанизма. Как подчеркивает сокуратор выставки Антаван Бёрд, здесь мы имеем дело со «сложным ландшафтом». Это одновременно и идея, и эстетика.

В слове «проектируя» в названии выставки обыгрываются слова «проекция» (как фильм или как воображаемое будущее) и «проект» (как план в процессе реализации). Эта игра слов наводит на мысль о динамическом натяжении между идеализмом и активизмом. «В основе стремления панафриканизма к глобальному единству, сотрудничеству и справедливости лежит утопизм, — говорит Бёрд. — Однако, как нам известно, утопическое мышление может служить катализатором самых разных форм творчества и активизма. Выставка выстроена так, чтобы посетители постоянно перемещались между миром идей и реальностью».

Керри Джеймс Маршалл. «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры»). 2003.  Фото: The Art Institute of Chicago
Керри Джеймс Маршалл. «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры»). 2003.
Фото: The Art Institute of Chicago

В экспозиции представлены произведения американского модерниста Бофорда Делани и современной британской художницы Линетт Ядом-Боакье. Среди 350 экспонатов есть работы, созданные в эпицентре политической активистской деятельности (например, тюремные рисунки мозамбикской художницы Малангатаны Нгвенья), и другие, перекликающиеся с идеями таких теоретиков панафриканизма, как Насименту, Маркус Гарви, Франц Фанон. В их числе — «Юнион-Блэк» Криса Офили (2003), в котором цвета британского флага заменены на красный, зеленый и черный панафриканского триколора, и инсталляция Керри Джеймса Маршалла «Африка восстановленная» («Шерил в образе Клеопатры») (2003) — карта Черного континента в форме увешанного подвесками барельефа из латекса и фанеры.

Выставка завершает год панафриканизма на улицах Чикаго, где в 1893 году состоялся конгресс по Африке. Город ветров не только сыграл важную роль в зарождении панафриканизма, но и активно поддерживает это движение по сей день.

Чикагский институт искусств
«Проектируя Черную планету. Искусство и культура Панафрики»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+