Основой экспозиции «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia» послужили работы героев материалов, опубликованных по инициативе издателя газеты Ольги Ярутиной в прошлом году в книге «25 интервью с современными художниками. 2014–2024». По словам куратора Ирины Горловой, основной задачей сборника (составителем которого выступила главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова) и выставки в Московском музее современного искусства было показать срез актуальной художественной повестки: авторов разных поколений, характеров, методов, стилевых и смысловых пристрастий, выстраивая при этом неочевидные параллели. И это, безусловно, удалось — выставка вызвала живые эмоции, а открытие посетило рекордное для этой площадки число гостей — около 900.
Хотя акцент делался на произведения, связанные с опубликованными интервью, многие работы демонстрировались либо впервые, либо после очень долгого перерыва. Например, никогда не выставлялись декорации Ирины Кориной к «ГЭС-2 Опере» Всеволода Лисовского 2019 года, а свою работу «Без названия» в окончательной версии не видела и сама Алина Глазун, так как она собиралась дистанционно для Уральской биеннале, а потом сразу же ушла в частную коллекцию. Кстати, выставка состоит как из работ из собрания ММОМА, так и предоставленных частными коллекционерами — в их числе Шалва Бреус, Антон Козлов, Владимир и Екатерина Семенихины, Игорь Маркин. А также галереями «Триумф» и XL, фондом «Синара». Часть экспонатов дали на выставку сами художники — Таисия Короткова, Мария Сафронова, Борис Орлов, Елена Ковылина, Николай Полисский, Нина Котел.
Некоторые арт-критики посчитали название выставки немного претенциозным, однако в этом и была кураторская задумка — цитатой из интервью ярчайшего представителя поколения 2000-х Валерия Чтака подчеркнуть роль автора, ибо «лучшее, что у нас есть» — это художники и их произведения. Для оформления афиши использовался также узнаваемый авторский шрифт художника.
Не случайно выставку открывает картина Эрика Булатова «То-то и оно», как бы поддерживая ироничный диалог художников разных поколений. Текст в целом является одной из связующих нитей композиции — хотя на этикетках нет пояснений к работам, но в лайтбоксах расположены выдержки из интервью, помогающие зрителю лучше понять художественный замысел и основную идею художника. Дизайн выставки сделал архитектор Алексей Подкидышев, графическое оформление — Анна Наумова, которая также была дизайнером книги, ставшей импульсом многочастного издательско-выставочного проекта The Art Newspaper Russia.
Минуя фотозону — светящуюся красную арку с кураторским текстом и портретами художников, мы видим несколько работ Ильи и Эмилии Кабаковых. Макет инсталляции «Встреча с ангелом», которая демонстрировалась во многих странах, — это лестница со стоящим на ее вершине человечком, тянущим руки к небу. Сам Кабаков считал, что шанс далеко не нулевой: «Анализ многих из них [случаев] показывает, что вероятность и даже, лучше сказать, закономерность подобных встреч находится примерно на высоте 1200–1400 метров над уровнем моря». В параллели с фотозоной находится инсталляция Андрея Бартенева «Костюм географа музейного сквозняка», созданная им для выставки ММОМА «Образы музея», на которой художникам предлагалось пофантазировать на тему, как могли бы выглядеть сотрудники выставочных институций.
Яркие и причудливые инсталляции Николая Полисского из серии «Электроарт», привезенные специально для выставки из Никола-Ленивца, представляют собой «пластическую метафору современного мегаполиса», всего оплетенного различными проводами, которые скрыты от людей, однако им жизненно необходимы. Тема электричества, сигналов и всевозможного научного оборудования — еще одно связующее звено композиции. Елена Ковылина в целом увлечена темой излучений и волн. По ее теории, разработанной совместно с инженерами, любая решетка может служить антенной для улавливания сигнала, поэтому такой знак, стилизованный под древнерусские мотивы, присутствует на всех ее работах из серии «Артефакты и гаджеты».
Работы знаменитой группы AES + F, специализирующейся на цифровом искусстве, представляют собой современные иллюстрации к роману «Сатирикон», написанному во времена расцвета Римской империи. В романе особое внимание уделяется пирам и культурному досугу, а художники перенесли персонажей в декорации люксовых отелей и вилл.
В залах можно найти работы двух выдающихся представителей соц-арта — Бориса Орлова и Леонида Сокова. Борис Орлов, работающий в «имперском стиле», известен своими скульптурами, иронизирующими над пристрастием к медалям, орденам и прочим атрибутам власти, называет свои инсталляции «Концерт для фортепьяно с оркестром», где в зависимости от ракурса ведущим в скульптуре выступает то цвет, то объем. Он же, давний друг ныне покойного Леонида Сокова, рассказывает историю возникновения скульптуры «Ленин и Джакометти»: вернувшись из Америки, Леонид был под большим впечатлением от музеев современного искусства, о которых в СССР в ту пору даже особо и не слышали, и предложил своим друзьям-художникам создать произведения 50 на 50, где половина состояла бы из работы западного автора, а другая — собственное творчество. В итоге Соков стал единственным, кто сделал работу, а остальные как-то поленились.
Необычным, казалось бы, кураторским решением было объединить в одном пространстве работы Нины Котел и Таисии Коротковой, которые, на первый взгляд, перекликаются только большими форматами. Однако Ирина Горлова считает, что работы состоят в прямом диалоге: на монохромном пейзаже Таисии лес поглощает остатки военных объектов, как бы пряча угрозу, а у Нины увеличенные в сотни раз очистки и огрызки, выполненные в стиле барочного натюрморта, наоборот, выглядят несколько пугающе и тревожно.
Далее следуем по анфиладе, где нас встречают произведения Константина Звездочетова и Валерия Чтака. Их объединяют не только формальные признаки — и там, и там важны текст и авторский шрифт, — но и размышления над извечными вопросами мироздания. Шутливая работа Звездочетова «Охотный ряд» стилизована под распространенные объекты «с приветом из…», где туристам предлагают сфотографироваться на память, просунув голову в декорацию, для самого автора является аллегорией мечты человека о рае. А картоны Чтака с изображением космонавтов и пришельцев под названием Capisco Quasi Tutto в переводе с итальянского означают «я понимаю почти все».
Работы Recycle Group, визитной карточкой которой являются якобы античные статуи и барельефы, но сделанные из полупрозрачной белой сетки, перекликаются с холстами Валерия Кошлякова, работающего с темой «руинизации классики», когда помпезная архитектура как бы оплывает и растворяется.
Фрагменты знаменитой «Закрытой рыбной выставки» Игоря Макаревича и Елены Елагиной и текстильные работы Алины Глазун демонстрируют разный подход к тексту: если у первых это не сложные, но все же ребусы, то для Алины важна работа со словами, но тем не менее, со слов самой художницы, ее три произведения «Без названия» «не несут месседж». В одном из них, в четырех отдельных «бирюльках» (по определению Ирины Горловой), Глазун отражает четыре этапа работы над проектом: «из ничего», «из хаоса хроноса космоса эроса логоса пафоса», «из густой темноты из звука воды из вспышки звезды», «что-то получится». Здесь же, неподалеку, расположен монохромный «Барельеф № 4» из гранита и мрамора Айдан Салаховой, из серии Destination, впервые представленной на Венецианской биеннале в 2011 году и наделавшей немало шума уже после открытия павильона Азербайджана после того, как скульптуры пришлось накрыть тканью из-за претензий Минкультуры страны. Издалека влечет к себе инсталляция «Метель» Марии Сафроновой, издающая какофонию детских голосов, — это многократно увеличенная игрушка-талисман — стеклянный шар с вихрящимся снегом, в котором расположен фрагмент двора — качели и трансформаторная будка, символизирующая для художницы портал в иные миры. Дальше представлена ее живопись с изображением школ, как полных детьми, так и уже заброшенных и лишних. На противоположной стене работы Оскара Рабина из его парижского периода. От его пейзажей и натюрмортов также веет некоторой заброшенностью и ненужностью.
Поддерживает тему инсталляция с научными приборами и приспособлениями Ирины Кориной, которые символизируют «поклонение ушедшему». В Советском Союзе активно навязывался культ науки, все дети хотели стать физиками или инженерами, и вот за морально и физически устаревшей техникой портреты тех самых выросших детей, которые последние умеют управлять забытыми механизмами, однако знание это абсолютно никчемно. В серии Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта» отражена второстепенность персонажа, лишь подчеркивающего и «обрамляющего» действительность.
Завершает экспозицию темное пространство с «Кинотеатром» Сергея Шеховцова и световой инсталляцией Аристарха Чернышева Loading («Загрузка»), намекающей, что издательский проект The Art Newspaper Russia только начинается и впереди нас ждут новые сборники и, возможно, выставки.
Из-за наплыва гостей многие не смогли комфортно осмотреть экспозицию, однако, даже несмотря на ажиотаж, партнер выставки виноторговая компания ISSI spirits сумела обеспечить отличным игристым всех желающих, в полной мере проиллюстрировав поговорку «В тесноте, да не в обиде».
Страховым партнером выставки выступила компания «АльфаСтрахование», генеральным информационным партнером - «Европейская медиагруппа».
Московский музей современного искусства
«Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia»
До 18 мая