18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ельцин Центр обосновался в усадьбе Долгоруковых — Бобринских

Московский филиал Ельцин Центра нашел себе в дом в отреставрированной исторической усадьбе Долгоруковых — Бобринских. Фото: Лена Авдеева/TANR
Московский филиал Ельцин Центра нашел себе в дом в отреставрированной исторической усадьбе Долгоруковых — Бобринских.
Фото: Лена Авдеева/TANR

Московский филиал Ельцин Центра нашел себе дом в отреставрированной Управлением делами Президента исторической усадьбе Долгоруковых — Бобринских. Первым заметным проектом стала выставка «Равнодушие средней полосы»

В усадьбе Долгоруковых — Бобринских, где частенько бывал Александр Пушкин и которая стала домом Ростовых в киноэпопее «Война и мир» Сергея Бондарчука, вот-вот завершится многолетняя реставрация. Остались последние штрихи: доделывают каретный сарай, где разместится гараж. К весне должны оформить все документы по передаче здания с 250-летней историей пользователю — Ельцин Центру. Мало кто знает, что московский филиал некоммерческой организации, носящей имя первого президента России, долго снимал офис на Большой Полянке и ждал завершения реставрации на Малой Никитской, чтобы устроить там общественный культурный центр.

«Идея создания московского филиала родилась тогда же, когда и идея самого Ельцин Центра в Екатеринбурге, — рассказывает первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н.Ельцина Людмила Телень. — В 2007 году было принято решение о том, что усадьбу после реставрации отдадут нам в пользование. Несколько лет шли подготовительные работы, делали проект реставрации, потом проводили антиаварийные работы, а в 2010 году был подписан договор, согласно которому здание передается нам на 49 лет, и началась масштабная реставрация, которую проводило Управление делами Президента РФ за свой счет».

Усадьбу напротив храма «Большое Вознесение», где венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова, теперь не узнать: некогда запущенный трехэтажный особняк желтого цвета окрасился в выдержанный светло-серый и похорошел. Вечером барельефы на фасаде эффектно подсвечены. Внутри просторный белый холл, откуда лестница ведет наверх — к гостиной, бальному залу и кабинетам. Немногое уцелело со времен Пушкина, который в конце 1820-х приходил сюда к своему приятелю Василию Зубкову — тот квартировал в Восточном флигеле. В 1826-м поэт влюбился в свояченицу друга-декабриста, свою дальнюю родственницу Софью Пушкину, к которой несколько раз безуспешно сватался, а переживаниями делился с Зубковым. Здание на Малой Никитской, построенное в конце XVIII века, вообще не раз меняло интерьер. Первым его хозяином был потомок Рюриковичей Алексей Долгоруков, затем имение отошло надворному советнику Прокопию Соковнину. Его дочь и наследница Софья Соковнина вышла замуж за декабриста Василия Бобринского. Имение осталось за Бобринскими до революции, а потом было национализировано. Пожар 1812 года уничтожил верхнюю, деревянную часть здания. Потом оно было восстановлено, а к концу ХIХ века стало трехэтажным. Боковые флигели соединили с главным зданием стеклянными проходами-галереями. В конце XIX — начале ХХ века главный дом сдавался мужской гимназии Андрея Адольфа. При советской власти он был занят различными госучреждениями, а флигели превратились в коммунальные квартиры.

Некогда запущенный трехэтажный особняк желтого цвета теперь окрасился в выдержанный светло-серый и похорошел.  Фото: Лена Авдеева/TANR
Внутри просторный белый холл, откуда лестница ведет наверх — к гостиной, бальному залу и кабинетам.  Фото: Лена Авдеева/TANR
Роспись итальянского художника неплохо сохранилась, ее в советское время подновляли.  Фото: Лена Авдеева/TANR
На исторических дверях найдены и отреставрированы несколько ручек ХIХ века. Фото: Лена Авдеева/TANR
Роспись потолков осталась почти не тронутой. Фото: Лена Авдеева/TANR
Роспись потолков осталась почти не тронутой. Фото: Лена Авдеева/TANR
Роспись потолков осталась почти не тронутой. Фото: Лена Авдеева/TANR
В обстановку на втором этаже главного дома добавили личные вещи Бориса Ельцина.  Фото: Лена Авдеева/TANR
Некогда запущенный трехэтажный особняк желтого цвета теперь окрасился в выдержанный светло-серый и похорошел.
Фото: Лена Авдеева/TANR
Внутри просторный белый холл, откуда лестница ведет наверх — к гостиной, бальному залу и кабинетам.
Фото: Лена Авдеева/TANR
Роспись итальянского художника неплохо сохранилась, ее в советское время подновляли.
Фото: Лена Авдеева/TANR
На исторических дверях найдены и отреставрированы несколько ручек ХIХ века.
Фото: Лена Авдеева/TANR
Роспись потолков осталась почти не тронутой.
Фото: Лена Авдеева/TANR
Роспись потолков осталась почти не тронутой.
Фото: Лена Авдеева/TANR
Роспись потолков осталась почти не тронутой.
Фото: Лена Авдеева/TANR
В обстановку на втором этаже главного дома добавили личные вещи Бориса Ельцина.
Фото: Лена Авдеева/TANR

«Мало что сохранилось, но, по-моему, реставрация не смотрится новодельной, — говорит нам один из реставраторов особняка Олег Шурыгин. — Роспись итальянского художника неплохо сохранилась, ее в советское время подновляли. Остались с советских времен люстры, которые вписались в интерьер. Нескольких не хватало, поэтому мы сделали их точные копии. Стены в гостиной синие — такой цвет открылся после снятия многих поздних слоев. На исторических дверях мы нашли несколько ручек ХIХ века и отреставрировали. Некоторых, опять же, не хватало, их заменили копиями. А вот видите двери? Они родные, но на одних есть золотой декор, а на других нет. Это потому, что на одних мы нашли следы позолоты, а на других нет».

Большую часть интерьеров воссоздавали, но редкие элементы, как, например, мраморные полы у лестницы, роспись потолков, остались почти не тронутыми. В обстановку на втором этаже главного дома добавили личные вещи Бориса Ельцина, который тут никогда не бывал: книги, совещательный стол с креслами, фотографии с женой Наиной Иосифовной и королевой Великобритании Елизаветой II. Второй этаж главного дома оставят как есть, здесь будут проводить экскурсии и концерты в бальном зале. Третий этаж уже заняла администрация Ельцин Центра, туда для публики вход закрыт. На первом же этаже планируют разместить постоянную экспозицию, посвященную истории усадьбы и ее реставрации. А пока здесь открылась выставка «Равнодушие средней полосы», премьера которой состоялась в суздальском МИРА центре в сентябре прошлого года.

«Я увидела этот проект в Суздале, и он мне понравился, решили перенести его сюда. Екатеринбургский Ельцин Центр работает с современными художниками, и мы планируем. Это один из наших экспериментов, а вообще у нас широкий диапазон тем. Мы свяжем это место с эпохой Бориса Ельцина с помощью временных выставок, посвященных первому президенту и сюжетам 1990-х. В апреле, например, когда здание окончательно перейдет в наше пользование, собираемся представить серию фотографий 1990-х. Будет также цикл лекций „Авангард и окрестности“, посвященный русскому авангарду. Просветительская программа не имеет рамок, она включает в себя все — от детского центра до лекций по медицине, которые уже стартовали», — поясняет Людмила Телень.

Выставка «Равнодушие средней полосы». Филиал Ельцин Центра в Москве.  Фото: Лена Авдеева/TANR
Выставка «Равнодушие средней полосы». Филиал Ельцин Центра в Москве.  Фото: Лена Авдеева/TANR
Выставка «Равнодушие средней полосы». Филиал Ельцин Центра в Москве.  Фото: Лена Авдеева/TANR
Выставка «Моя бабушка — первая леди». Филиал Ельцин Центра в Москве.  Фото: Лена Авдеева/TANR
Выставочно-лекционное пространство на втором этаже флигеля.  Фото: Лена Авдеева/TANR
Выставка «Равнодушие средней полосы». Филиал Ельцин Центра в Москве.
Фото: Лена Авдеева/TANR
Выставка «Равнодушие средней полосы». Филиал Ельцин Центра в Москве.
Фото: Лена Авдеева/TANR
Выставка «Равнодушие средней полосы». Филиал Ельцин Центра в Москве.
Фото: Лена Авдеева/TANR
Выставка «Моя бабушка — первая леди». Филиал Ельцин Центра в Москве.
Фото: Лена Авдеева/TANR
Выставочно-лекционное пространство на втором этаже флигеля.
Фото: Лена Авдеева/TANR

«Равнодушие средней полосы», рисующее современными визуальными средствами монотонность среднерусского пейзажа, получилось в стенах старинного особняка не таким, как в сводчатых белокаменных палатах МИРА центра. Во-первых, к художницам — участницам проекта Марии Пуховой, Екатерине Рожковой, Ольге Сергеевой, Анне Слобожаниной примкнул мужчина — видеохудожник Евгений Второв. Специально ради выставки он много часов бродил по полям Калужской области и снимал в ч/б. Видеомедитация под названием «В поисках равновесия» в усадьбе Долгоруковых — Бобринских стала эпиграфом выставки, которая открывает серию монохромных рисунков и прозрачных инсталляций. Графические работы пришлось разместить на деревянных стойках, потому что в памятнике федерального значения нельзя просто так вбить гвоздь, — и это второе отличие от суздальской выставки. Между пространством серого и историческими стенами есть воздух. Впрочем, настроение очень трогательного «равнодушного» проекта при переносе сохранилось.

Из выставочного зала на первом этаже можно пройти сквозь стеклянную галерею (к лету тут обещают открыть кафе с выходом в сад) и оказаться в книжном магазине «Пиотровский», который со временем займет и второй этаж флигеля. Пока там выставочно-лекционное пространство, где представлена фотовыставка «Моя бабушка — первая леди» 22-летней Марии Юмашевой, внучки Бориса и Наины Ельциных. Вдова первого президента ведет тихую жизнь и не любит сниматься. Но внучка ее уговорила. На снимках Наина Иосифовна гуляет с палками для скандинавской ходьбы, шьет на машинке, собирает яблоки, пишет от руки в дневник, обнимает внучку. И не скажешь, что этой бодрой женщине вот-вот исполнится 93 года. По своему медитативному и нежному настроению фотовыставка синонимична проекту «Равнодушие средней полосы». Открывал же московский Ельцин Центр другой фотопроект — классика советской фотографии, ровесника Наины Ельциной Андрея Князева. В «Избранное» вошло 36 его снимков, запечатлевших период с 1960-х по 1990-е годы. По этим выставкам уже можно судить об общем курсе московского Ельцин Центра, который обещает к весне более внушительную и объемную программу.

Филиал Ельцин Центра в Москве
«Равнодушие средней полосы»
до 20 апреля

«Моя бабушка — первая леди»
до 1 марта

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+