18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гравюра — первый интернет: средство информации и инструмент влияния

Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского. Фрагмент.  Фото: Государственный Эрмитаж
Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Книга Залины Тетермазовой «Подражание и отражение» преподносит жанр гравированного портрета в новом свете и с неожиданной стороны. Автора в первую очередь занимает то, что именно искали и находили в этих эстампах современники

Большинство трудов об искусстве, посвященных конкретным техникам, сосредотачивается на их визуальных характеристиках, секретах производства и том, как видимые особенности влияют на восприятие произведения нами — сегодняшними созерцателями. Книги, из которых можно узнать, как техника воспринималась в эпоху своего создания, встречаются гораздо реже и представляют собой воистину ценные научные труды. Монография Залины Тетермазовой, хранительницы коллекции гравированного и литографированного портрета в Государственном историческом музее, преподносит искусство гравюры именно с этой точки зрения. Преподносит впервые, хотя ряд ученых, которых автор отмечает в качестве своих предшественников (Геннадий Вдовин, Ольга Евангулова, Андрей Карев, Михаил Флекель), так или иначе подступался к этой теме. Благодаря книге «Подражание и отражение» читатель сможет воспринимать этот вид графики как туннель всевозможных, подчас весьма неожиданных смыслов.

Залина Тетермазова. «Подражание и отражение: Портретная гравюра в России второй половины XVIII века». М.: Новое литературное обозрение, 2024. 304 с., ил.
Залина Тетермазова. «Подражание и отражение: Портретная гравюра в России второй половины XVIII века». М.: Новое литературное обозрение, 2024. 304 с., ил.

Для начала автор помогает нам понять, что на русскую гравюру XVIII века, на эти тонкие, пожелтевшие и романтичные старинные листы, необходимо смотреть не поэтически, наслаждаясь их старомодным обаянием, а, скорее, с помощью той же оптики, которой мы воспринимаем советский агитационный плакат: и то и другое — тиражная графика, заказываемая государством и выполняющая различные функции (это важное отличие русской гравюры XVIII века от западной: у нас не существовало ее частного производства, кроме пары исключений). Затем автор показывает, насколько тиражность и дешевизна гравюр были важны для получения визуальной информации потребителем в нашей «культурной глухомани». Хотя исследовательница не приводит таких аналогий напрямую, неизбежно возникают ассоциации с теми переменами в восприятии массовой публикой мировой живописи, которые во второй половине ХХ века, после гегемонии черно-белых фотографий, принесли цветные репродукции картин. И с тем ощущением легкодоступности любого шедевра в течение секунды, которое принес интернет, — чувством, немыслимым для наших бабушек и дедушек в период их студенчества.

И это лишь некоторые из аспектов бытования гравюры, описанные в первой половине книги. А ее вторая часть посвящена непосредственно тому, что обещает заглавие, — подражанию и отражению. Напомним, что монография рассказывает не обо всех вариантах гравюры, а только о портретной, так как портрет (масляный) был самым важным и массовым жанром отечественной живописи того столетия и гравюр с портретов делалось больше всего. Залина Тетермазова показывает, какие метаморфозы претерпевала картина маслом при перетолковывании ее глазами и руками гравера (и дело не только в переводе в ч/б!), каковы были критерии отбора характерных черт, в чем состояли особенности перевода и как влияли на восприятие избираемые техники. А также почему гравера надо рассматривать не как простого копииста, делающего репродукции, а как художника с настоящей индивидуальностью.

Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского.  Фото: Государственный Эрмитаж
Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского.
Фото: Государственный Эрмитаж

Мы узнаем о таком массовом явлении, как создание художниками, обычно провинциальными, живописного портрета на основе тиражной гравюры, сделанной, в свою очередь, с портрета кисти какой-нибудь знаменитости. Здесь же подробный разбор иконографических деталей (нарисованных рам и начертанных текстов), а также заметки о редких цветных гравюрах. Словом, начальный рассказ о портретной гравюре с точки зрения семиотики (если этот термин еще актуально использовать в 2025 году) служит чем-то вроде предисловия к тщательному искусствоведческому исследованию.

Практическая работа с подлинниками из музейных фондов получает развитие благодаря знакомству автора с современными западными монографиями по теме. А также, что важно, с той очень профессиональной искусствоведческой школой исследования русского портрета, которая на протяжении десятилетий создается в Москве на семинарах Андрея Александровича Карева, научного руководителя Залины Тетермазовой и рецензента книги. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+