18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Гравюра — первый интернет: средство информации и инструмент влияния

Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского. Фрагмент.  Фото: Государственный Эрмитаж
Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Книга Залины Тетермазовой «Подражание и отражение» преподносит жанр гравированного портрета в новом свете и с неожиданной стороны. Автора в первую очередь занимает то, что именно искали и находили в этих эстампах современники

Большинство трудов об искусстве, посвященных конкретным техникам, сосредотачивается на их визуальных характеристиках, секретах производства и том, как видимые особенности влияют на восприятие произведения нами — сегодняшними созерцателями. Книги, из которых можно узнать, как техника воспринималась в эпоху своего создания, встречаются гораздо реже и представляют собой воистину ценные научные труды. Монография Залины Тетермазовой, хранительницы коллекции гравированного и литографированного портрета в Государственном историческом музее, преподносит искусство гравюры именно с этой точки зрения. Преподносит впервые, хотя ряд ученых, которых автор отмечает в качестве своих предшественников (Геннадий Вдовин, Ольга Евангулова, Андрей Карев, Михаил Флекель), так или иначе подступался к этой теме. Благодаря книге «Подражание и отражение» читатель сможет воспринимать этот вид графики как туннель всевозможных, подчас весьма неожиданных смыслов.

Залина Тетермазова. «Подражание и отражение: Портретная гравюра в России второй половины XVIII века». М.: Новое литературное обозрение, 2024. 304 с., ил.
Залина Тетермазова. «Подражание и отражение: Портретная гравюра в России второй половины XVIII века». М.: Новое литературное обозрение, 2024. 304 с., ил.

Для начала автор помогает нам понять, что на русскую гравюру XVIII века, на эти тонкие, пожелтевшие и романтичные старинные листы, необходимо смотреть не поэтически, наслаждаясь их старомодным обаянием, а, скорее, с помощью той же оптики, которой мы воспринимаем советский агитационный плакат: и то и другое — тиражная графика, заказываемая государством и выполняющая различные функции (это важное отличие русской гравюры XVIII века от западной: у нас не существовало ее частного производства, кроме пары исключений). Затем автор показывает, насколько тиражность и дешевизна гравюр были важны для получения визуальной информации потребителем в нашей «культурной глухомани». Хотя исследовательница не приводит таких аналогий напрямую, неизбежно возникают ассоциации с теми переменами в восприятии массовой публикой мировой живописи, которые во второй половине ХХ века, после гегемонии черно-белых фотографий, принесли цветные репродукции картин. И с тем ощущением легкодоступности любого шедевра в течение секунды, которое принес интернет, — чувством, немыслимым для наших бабушек и дедушек в период их студенчества.

И это лишь некоторые из аспектов бытования гравюры, описанные в первой половине книги. А ее вторая часть посвящена непосредственно тому, что обещает заглавие, — подражанию и отражению. Напомним, что монография рассказывает не обо всех вариантах гравюры, а только о портретной, так как портрет (масляный) был самым важным и массовым жанром отечественной живописи того столетия и гравюр с портретов делалось больше всего. Залина Тетермазова показывает, какие метаморфозы претерпевала картина маслом при перетолковывании ее глазами и руками гравера (и дело не только в переводе в ч/б!), каковы были критерии отбора характерных черт, в чем состояли особенности перевода и как влияли на восприятие избираемые техники. А также почему гравера надо рассматривать не как простого копииста, делающего репродукции, а как художника с настоящей индивидуальностью.

Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского.  Фото: Государственный Эрмитаж
Иван Селиванов. «Портрет великой княгини Марии Павловны». Около 1801–1806. Гравюра по живописному оригиналу Владимира Боровиковского.
Фото: Государственный Эрмитаж

Мы узнаем о таком массовом явлении, как создание художниками, обычно провинциальными, живописного портрета на основе тиражной гравюры, сделанной, в свою очередь, с портрета кисти какой-нибудь знаменитости. Здесь же подробный разбор иконографических деталей (нарисованных рам и начертанных текстов), а также заметки о редких цветных гравюрах. Словом, начальный рассказ о портретной гравюре с точки зрения семиотики (если этот термин еще актуально использовать в 2025 году) служит чем-то вроде предисловия к тщательному искусствоведческому исследованию.

Практическая работа с подлинниками из музейных фондов получает развитие благодаря знакомству автора с современными западными монографиями по теме. А также, что важно, с той очень профессиональной искусствоведческой школой исследования русского портрета, которая на протяжении десятилетий создается в Москве на семинарах Андрея Александровича Карева, научного руководителя Залины Тетермазовой и рецензента книги. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+