18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер Александр Раппапорт

Александр Раппапорт.  Фото: предоставлено семьей художника
Александр Раппапорт.
Фото: предоставлено семьей художника

В ночь на 19 февраля в Риге умер Александр Раппапорт — теоретик архитектуры, архитектор, искусствовед, философ, художник, поэт, — трудно назвать все сферы его профессиональной жизни, ничего не упустив

Пожалуй, более всего Александру Раппапорту (1941–2025) подошло бы слово «мыслитель»: острое и в высшей степени нетривиальное мышление было основой любой его практической деятельности. Как сам он писал в 1965 году в письме другу, искусствоведу Александру Степанову (опубликовано в каталоге последней живописной выставки Раппапорта «Картинки из чемоданчика»), «Я чувствую в себе способность стать тем, кем захочу. Я чувствую в себе свободу и право этого выбора».

Александр Раппапорт родился в семье знаменитого кинорежиссера Герберта Раппапорта («Профессор Мамлок», «Воздушный извозчик», «Два билета на дневной сеанс» и так далее); его мать, Лидия Шильдкнехт, была художником кино. Архитектурное образование получил в ЛИСИ (Ленинградский инженерно-строительный институт, 1959–1965), а живописи и рисунку учился в Тбилиси у легендарного художника-неоклассициста Василия Шухаева. Работал как архитектор в ЛенНИИП градостроительства (1965–1969, позже — как теоретик архитектуры в научно-исследовательских институтах Ленинграда и Москвы (переехал в Москву в 1960-х), защитил две диссертации (кандидатская — «Формирование теоретических концепций в современном архитектурном проектировании», докторская — «К пониманию архитектурной формы»), преподавал (в частности, на факультете архитектуры и дизайна Высшей школы бизнеса, искусств и технологий RISEBA (Рига, 2012–2014).

Александр Раппапорт. Фото: предоставлено семьей художника
Александр Раппапорт.
Фото: предоставлено семьей художника

Его дружеской и интеллектуальной средой были, с одной стороны, художники-концептуалисты (Илья Кабаков, Андрей Монастырский), с другой же — философы из методологического кружка Георгия Щедровицкого: в этом кружке он состоял в течение десяти лет и его главный искусствоведческий труд, книга «Девяносто девять писем о живописи» («Новое литературное обозрение», 2004), выстроен в форме писем другому члену кружка, Олегу Генисаретскому, — мысленным диалогом с ним питается поразительная по глубине рефлексия автора по поводу искусства.

Жизнь Александра Раппапорта — хочется сказать, жизнь, им самим организованная и структурированная, — делится на несколько отчетливых периодов. Сначала период деловой, «архитектурный», потом отъезд в Лондон и работа журналистом на BBC (1991–2004), и, наконец, выбор отшельничества: с 2004 года он почти безвыездно живет на латвийском хуторе в Мазирбе. В обустроенном им хуторском доме — красивом и удобном — хорошо заниматься живописью, играть на фортепиано и писать тексты в блог «Башня и лабиринт», по два в день (огромное количество этих текстов, будем надеяться, ждет опубликования). Выставка живописных работ прошла в Риге, в галерее Максима Боксера, в 2024 году; автор, уже тяжело больной, успел ее увидеть, обрадоваться ей и прекрасно изданному каталогу. Инициированная дочерью автора, Ариадной Арендт, выставка послужила началом создания фонда и развития хутора в качестве творческого центра.

Александр Раппапорт. «Комната 3».  Фото: предоставлено семьей художника
Александр Раппапорт. «Комната 3».
Фото: предоставлено семьей художника

Александр Раппапорт был штучным человеком — человеком редкой «ручной выделки». Его разнообразное наследие: картины, статьи, стихи — заслуживает самого широкого распространения.

Прощание с Александром Раппапортом и похороны состоятся 25 февраля в Риге.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+