18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам

Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».  Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»

Как известно, пантеон русского авангарда наполнен не только «амазонками», но и супружескими парами художников: Родченко и Степанова, Ларионов и Гончарова, Древин и Удальцова… Тандем петербуржцев Михаила Матюшина и Елены Гуро продолжает этот список, но, пожалуй, их фигуры не вырисовываются столь же явственно в памяти широкой публики. Выставка, организованная Центром «Зотов», способствует устранению этого пробела. Ее герои выходят на сцену нашей памяти об авангарде и превращаются в актеров первого состава.

Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».  Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

Театральная метафора здесь вполне справедлива, ведь главное произведение, которое вспоминают, говоря о Матюшине, — это футуристическая опера 1913 года «Победа над Солнцем», где он был композитором, Алексей Крученых — либреттистом, а художником — Казимир Малевич. (Кстати, впервые «Черный квадрат» появляется именно в ее декорациях — как антитеза солнечному диску.)

Но Матюшин, конечно же, не только автор одной оперы, а Гуро не только его жена-художница. Футуристы, члены кружка будетлян, основатели первой группы авангардистов «Союз молодежи», создатели эпохального журнала «Садок судей», теоретики искусства, богема, чье петербургское жилье на Песочной улице (ныне — улица Профессора Попова) превратилось в один из идейных центров авангарда, — перечислять можно очень долго.

Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».  Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

Поскольку параллельно с живописью он писал музыку, а она — стихи, выставка в «Зотове» сделана синтетической, соединяющей различные виды искусства. «У них было несколько разных амплуа, — рассказал нам один из кураторов, Сергей Уваров, — и наша выставка представляет их во всех этих амплуа». Специально к ней записаны восстановленные по рукописям музыкальные сочинения Матюшина, а музыкальную среду дополнило актерское чтение текстов Гуро. Но, конечно, костяк экспозиции составят картины, тем более что многие из них — настоящие симфонии беспредметности и ярких, праздничных цветов. А те полотна, сюжеты которых опознаваемы (ну, насколько это понятие применимо к кубофутуризму), дополнительно увлекают своей аналитичностью материи.

Выставка, кураторами которой выступили Полина Стрельцова и Сергей Уваров, стала результатом научной работы по итогам грантовой программы Центра «Зотов». Параллельно в издательстве Европейского университета в Петербурге выходит посвященная Матюшину монография Уварова. То есть перед нами не только визуально эффектная экспозиция (как всегда в «Зотове»), но и продуманная академическая работа.

Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».  Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

В Центре «Зотов» собрали около 150 экспонатов. По словам Уварова, впервые Матюшин и Гуро показываются в Москве в таком объеме. Важные экспонаты приехали из Музея петербургского авангарда — это тот самый двухэтажный богемный домик на бывшей Песочной, филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Впервые с 1991 года из этого же музея выдали матюшинский «Кристалл». Из Русского музея прибыла картина «Движение в пространстве» — одна из ключевых работ художника и одна из вершин русского авангарда вообще. Также в первый раз экспонируется целый ряд графических произведений из архивов Матюшина и Гуро, хранящихся в Пушкинском Доме.

Как говорит куратор, при подготовке выставки случались музейные находки и атрибуции. Например, один из музеев не знал, кто автор принадлежащей ему корневой скульптуры, типичной для Матюшина.

Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».  Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»
Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

Особое внимание привлекает экспонат — воплощение идеи Михаила Матюшина о дешевой и доступной скрипке для бедных детей, желающих научиться музыке. Скрипка имела для него колоссальное значение: Матюшин сам был скрипач — таким он и запечатлен на известнейшем его портрете кисти Гуро. После революции он задался целью создать новую конструкцию, которая позволила бы наладить в стране массовое производство скрипок. (В копилку утопических проектов ранних Советов.) В 1917–1918 годах Матюшин максимально упростил форму инструмента, избавившись от декоративных элементов — и попутно предвосхитив идеи конструктивистов начала 1920-х. Одновременно и инструмент, и арт-объект, матюшинская скрипка выглядит завораживающе. Конечно, на конвейер она не попала. Сохранился единственный экземпляр, и никто не знал, как она звучит. Но специально для «Зотова» Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства ее отреставрировал, и мы услышим издаваемые ею звуки.

Центр «Зотов»
«Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро»
До 25 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+