«Телеграмма», самый ранний из представленных на выставке «Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)» в галерее Vladey Space рисунков, был нарисован, по словам Павла Пепперштейна, в восемь лет. В этой работе, открывающей экспозицию, уже угадывается стиль зрелого художника. Тема неизменности — сквозная для выставки. Автор протестует против современной тенденции к постоянным переменам. Отсюда вытекает его игра со зрителем в пространстве выставки, где он намеренно отказывается от хронологического повествования. Поздние и ранние работы в ней чередуются, а Пепперштейн становится соавтором самого себя в юности. «…Я не просто выставляю свои юношеские рисунки, но иногда раскрашиваю их, слегка дорисовываю, а иногда превращаю в большие картины», — говорит художник.
На выставке крупноформатный двойник появился у рисунка «Рыбак» 1984 года. Новый «Рыбак» (2024) занимает центральное место в экспозиции: грузного мужчину с удочкой заслоняет абстрактный пейзаж, нижнюю половину полотна занимает описательный текст. Фигура рыбака стала визуальным воплощением темы выставки: мужчина с удочкой сидит в неподвижном ожидании, полный смирения и отрешенности, будто духовный подвижник. В жизни, конечно, было все немного иначе: мальчиком Пепперштейн крутился возле рыбаков, занимаясь спасательной миссией: ждал, когда мужики отвернутся, чтобы выпустить пойманных рыб на волю, за что однажды был чуть не побит.
В экспозиции широко представлены иллюстрации к произведениям Льюиса Кэрролла — одного из важных для художника авторов. Исследование Пепперштейном феномена детства во многом связано с личной историей: его мать, Ирина Пивоварова, была поэтессой и детской писательницей, а отец, Виктор Пивоваров, один из основоположников московского концептуализма, занимался детской книжной иллюстрацией. Это занятие в 1960-е годы было профессиональной деятельностью многих представителей московского андеграунда. Сериями «Алиса в Стране чудес» (1978—1981) и «Алиса в Зазеркалье» (2023) Пепперштейн продолжает традицию иллюстрирования. Рисунки он дополняет цитатами из собственных произведений, а также фрагментами работ Кандинского и Малевича. Игра слов, двусмысленные выражения, а также использование визуальных образов разных масштабов — все это роднит художника с Кэрроллом.
Увлечение Францем Кафкой демонстрируют две ранние иллюстрации к «Процессу», а заигрывание с образами современной массовой культуры представлено работами «Игра престолов» (2017) и «Гэндальф над картой Средиземья» (2019).
В работах Пепперштейн часто обращается к реальным историческим фигурам и ситуациям. Среди многочисленных героев можно разглядеть Наполеона, Жаклин Кеннеди, Ли Харви Освальда. Особое место занимает в творчестве художника образ Ленина, к которому, по словам автора, у него сформировалась безотчетная любовь с похода в Мавзолей в раннем детстве. Мифологическая для советского сознания фигура стала для него предметом пародии и игры. В экспозиции можно увидеть рисунки «Выступающий Ленин» и «100%» (1987).
Vladey Space
«Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)»
До 7 марта