18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Игры Пепперштейна в галерее Vladey Space

Павел Пепперштейн «Повезло этой рыбачке». 2021. Фото: VLADEY
Павел Пепперштейн «Повезло этой рыбачке». 2021.
Фото: VLADEY

На ретроспективной выставке Павла Пепперштейна «Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)» представлено более 60 работ, охватывающих период с 1974 по 2024 год

«Телеграмма», самый ранний из представленных на выставке «Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)» в галерее Vladey Space рисунков, был нарисован, по словам Павла Пепперштейна, в восемь лет. В этой работе, открывающей экспозицию, уже угадывается стиль зрелого художника. Тема неизменности — сквозная для выставки. Автор протестует против современной тенденции к постоянным переменам. Отсюда вытекает его игра со зрителем в пространстве выставки, где он намеренно отказывается от хронологического повествования. Поздние и ранние работы в ней чередуются, а Пепперштейн становится соавтором самого себя в юности. «…Я не просто выставляю свои юношеские рисунки, но иногда раскрашиваю их, слегка дорисовываю, а иногда превращаю в большие картины», — говорит художник.

На выставке крупноформатный двойник появился у рисунка «Рыбак» 1984 года. Новый «Рыбак» (2024) занимает центральное место в экспозиции: грузного мужчину с удочкой заслоняет абстрактный пейзаж, нижнюю половину полотна занимает описательный текст. Фигура рыбака стала визуальным воплощением темы выставки: мужчина с удочкой сидит в неподвижном ожидании, полный смирения и отрешенности, будто духовный подвижник. В жизни, конечно, было все немного иначе: мальчиком Пепперштейн крутился возле рыбаков, занимаясь спасательной миссией: ждал, когда мужики отвернутся, чтобы выпустить пойманных рыб на волю, за что однажды был чуть не побит.

Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023. Фото: VLADEY
Павел Пепперштейн. Из серии «Алиса в Зазеркалье». 2023.
Фото: VLADEY

В экспозиции широко представлены иллюстрации к произведениям Льюиса Кэрролла — одного из важных для художника авторов. Исследование Пепперштейном феномена детства во многом связано с личной историей: его мать, Ирина Пивоварова, была поэтессой и детской писательницей, а отец, Виктор Пивоваров, один из основоположников московского концептуализма, занимался детской книжной иллюстрацией. Это занятие в 1960-е годы было профессиональной деятельностью многих представителей московского андеграунда. Сериями «Алиса в Стране чудес» (1978—1981) и «Алиса в Зазеркалье» (2023) Пепперштейн продолжает традицию иллюстрирования. Рисунки он дополняет цитатами из собственных произведений, а также фрагментами работ Кандинского и Малевича. Игра слов, двусмысленные выражения, а также использование визуальных образов разных масштабов — все это роднит художника с Кэрроллом.

Выставка Павла Пепперштейна «Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)». Фото: VLADEY
Выставка Павла Пепперштейна «Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)».
Фото: VLADEY

Увлечение Францем Кафкой демонстрируют две ранние иллюстрации к «Процессу», а заигрывание с образами современной массовой культуры представлено работами «Игра престолов» (2017) и «Гэндальф над картой Средиземья» (2019).

В работах Пепперштейн часто обращается к реальным историческим фигурам и ситуациям. Среди многочисленных героев можно разглядеть Наполеона, Жаклин Кеннеди, Ли Харви Освальда. Особое место занимает в творчестве художника образ Ленина, к которому, по словам автора, у него сформировалась безотчетная любовь с похода в Мавзолей в раннем детстве. Мифологическая для советского сознания фигура стала для него предметом пародии и игры. В экспозиции можно увидеть рисунки «Выступающий Ленин» и «100%» (1987).

Vladey Space
«Я могу нарисовать рыбака (новые старые рисунки)»
До 7 марта

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+