18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Интернациональные иммерсивные арт-площадки, вторая волна

Первые иммерсивные площадки появились в 2019 году, и в 2023-м их насчитывалось более сотни. Фото: Stefan Lacandler/East City Films
Первые иммерсивные площадки появились в 2019 году, и в 2023-м их насчитывалось более сотни.
Фото: Stefan Lacandler/East City Films
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Перед мировыми музеями и галереями открылись возможности сотрудничества с новым типом цифровых институций. Развитие технологий виртуальной реальности стимулирует стремительный рост числа бизнес-проектов и пополнение армии VR-художников

Первые иммерсивные площадки появились в 2019 году, и в 2023-м их насчитывалось более сотни. А сейчас их уже больше 350, и эта цифра включает иммерсивные институции нового типа, которые множатся еще быстрее, чем их предшественницы, благодаря стремительному развитию технологии гарнитур виртуальной реальности (VR).

Селина Йе, исполнительный директор компании Vive Arts, рассказывает о технологических достижениях, стоящих за этой VR-волной: «Поскольку современные гарнитуры легче, удобнее и меньше зависят от проводных технологий, возможности для свободного перемещения расширились. Кроме того, технология, позволяющая гарнитурам распознавать свое положение в пространстве и считывать движения посетителей, открывает новые возможности для интерактивности».

Одним из первых примеров успешного использования этого формата служит «Горизонт Хеопса». Экскурсия по самой большой пирамиде быстро превращается в фантасмагорическое путешествие по египетской мифологии и загробному миру. Это одна из четырех «иммерсивных экспедиций» от компании Excurio, первоначально проект открылся в Париже в октябре 2022 года. Фабьен Барати, исполнительный директор Excurio, рассказывает: «Наш новый формат пользуется огромным успехом, мы привлекли более 2 млн посетителей, и наша сеть продолжает расти, сегодня она насчитывает 20 площадок». Эти выставки-экспириенсы идут в Калгари и Монреале, Сиднее, Атланте и Нью-Йорке, Шэньчжэне, Шанхае, Париже, Лионе, Стамбуле, Иокогаме и так далее.

Площадками для иммерсивных проектов нового поколения становятся как музейные залы по всему миру, так и специально оборудованные пространства.  Фото: Horizon of Khufu
Площадками для иммерсивных проектов нового поколения становятся как музейные залы по всему миру, так и специально оборудованные пространства.
Фото: Horizon of Khufu

Параллельно с Excurio развивается барселонский оператор Univrse. Компания заявляет, что ее выставки уже посмотрели более 2 млн раз, и предлагает «крупнейший в Европе многопользовательский VR-опыт» «Помпеи. Последний гладиатор», который в настоящее время демонстрируется в Барселоне и Мюнхене. Кроме того, еще одна версия выставки «Помпеи» идет в Мадриде, «Тутанхамон» — в четырех городах Европы и Латинской Америки, а «Титаник» — в Милане и США.

Excurio и Univrse далеко не единственные игроки. Успех таких компаний, как стамбульская VR Future, оператор «первого в Турции частного музея виртуальной реальности», и китайская Metavision, свидетельствует о том, что этот рынок развивается на глобальном уровне.

Использование VR в музеях, галереях и достопримечательных местах в Великобритании стимулируется и поддерживается через такие финансируемые из государственного бюджета инициативы, как Creative XR и готовящаяся к запуску CoStar National Lab. В рамках стартовавшей в 2017 году программы Creative XR спонсировалось создание более 60 прототипов иммерсивного контента в 3 категориях, и 12 из них получили дальнейшее финансирование в размере более £850 тыс. на полный цикл производства.

По всей Европе в среде создателей контента энтузиазм вокруг позволяющего свободное передвижение VR и его потенциала в качестве масштабируемой бизнес-модели ощущается буквально на физическом уровне.  Фото: Mauritshuis, The Hague
По всей Европе в среде создателей контента энтузиазм вокруг позволяющего свободное передвижение VR и его потенциала в качестве масштабируемой бизнес-модели ощущается буквально на физическом уровне.
Фото: Mauritshuis, The Hague

Это способствовало развитию карьеры VR-художников. Например, Даррена Эмерсона из East City Films, чья работа «В погоне за повторяющимися ритмами», представляющая собой одновременно исторический экскурс и погружение в рейв-сцену Ковентри, имела огромный гастрольный успех, в том числе аншлаг в Бирмингемском музее и художественной галерее.

Программа StoryFutures Королевского университета Томаса Холлоуэя и Национальной школы кино и телевидения была посвящена созданию совместных VR-проектов с Национальной галереей, Королевским оперным театром и другими институциями, и по ее итогам в 2023 году в библиотеки и арт-центры по всей стране разослали 15 связанных с культурой VR-экспириенсов. Позднее на базе проекта StoryFutures была создана CoStar National Lab, по сути представляющая собой £100-миллионную инвестицию в будущее британской экранной индустрии от Исследовательского совета по искусству и гуманитарным наукам. «CoStar National Lab призвана помочь создателям и дистрибьюторам заглянуть в будущее и увидеть, что ждет нас в сфере новых технологий, — рассказал директор проекта Джеймс Беннетт. — Лаборатория официально откроет свои двери в январе 2026 года, но наша научно-исследовательская работа начинается задолго до этого».

Все чаще результаты экспериментов в области VR в ведущих музеях и на объектах мирового культурного наследия, суммируются с усилиями производителей контента новой волны.  Фото: Mauritshuis, The Hague
Все чаще результаты экспериментов в области VR в ведущих музеях и на объектах мирового культурного наследия, суммируются с усилиями производителей контента новой волны.
Фото: Mauritshuis, The Hague

По всей Европе в среде создателей контента энтузиазм вокруг позволяющего свободное передвижение VR и его потенциала в качестве масштабируемой бизнес-модели ощущается буквально на физическом уровне. Жоэль Кремер, один из руководителей нидерландского иммерсивного агентства Moyosa Media, создавшего VR-контент для популярной выставки «Кража. Десять историй» в Маурицхёйсе, говорит, что «при правильном подходе и использовании на высоком уровне технологии могут внести огромный вклад в культурный сектор».

Все чаще результаты экспериментов в области VR, которые в последнее десятилетие велись в ведущих музеях и на объектах мирового культурного наследия, суммируются с усилиями производителей контента новой волны. Например, в 2024 году было объявлено о первом гастрольном партнерстве между одним из таких производителей, компанией Frameless, и Национальной портретной галереей в Лондоне. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+