Первые иммерсивные площадки появились в 2019 году, и в 2023-м их насчитывалось более сотни. А сейчас их уже больше 350, и эта цифра включает иммерсивные институции нового типа, которые множатся еще быстрее, чем их предшественницы, благодаря стремительному развитию технологии гарнитур виртуальной реальности (VR).
Селина Йе, исполнительный директор компании Vive Arts, рассказывает о технологических достижениях, стоящих за этой VR-волной: «Поскольку современные гарнитуры легче, удобнее и меньше зависят от проводных технологий, возможности для свободного перемещения расширились. Кроме того, технология, позволяющая гарнитурам распознавать свое положение в пространстве и считывать движения посетителей, открывает новые возможности для интерактивности».
Одним из первых примеров успешного использования этого формата служит «Горизонт Хеопса». Экскурсия по самой большой пирамиде быстро превращается в фантасмагорическое путешествие по египетской мифологии и загробному миру. Это одна из четырех «иммерсивных экспедиций» от компании Excurio, первоначально проект открылся в Париже в октябре 2022 года. Фабьен Барати, исполнительный директор Excurio, рассказывает: «Наш новый формат пользуется огромным успехом, мы привлекли более 2 млн посетителей, и наша сеть продолжает расти, сегодня она насчитывает 20 площадок». Эти выставки-экспириенсы идут в Калгари и Монреале, Сиднее, Атланте и Нью-Йорке, Шэньчжэне, Шанхае, Париже, Лионе, Стамбуле, Иокогаме и так далее.
Параллельно с Excurio развивается барселонский оператор Univrse. Компания заявляет, что ее выставки уже посмотрели более 2 млн раз, и предлагает «крупнейший в Европе многопользовательский VR-опыт» «Помпеи. Последний гладиатор», который в настоящее время демонстрируется в Барселоне и Мюнхене. Кроме того, еще одна версия выставки «Помпеи» идет в Мадриде, «Тутанхамон» — в четырех городах Европы и Латинской Америки, а «Титаник» — в Милане и США.
Excurio и Univrse далеко не единственные игроки. Успех таких компаний, как стамбульская VR Future, оператор «первого в Турции частного музея виртуальной реальности», и китайская Metavision, свидетельствует о том, что этот рынок развивается на глобальном уровне.
Использование VR в музеях, галереях и достопримечательных местах в Великобритании стимулируется и поддерживается через такие финансируемые из государственного бюджета инициативы, как Creative XR и готовящаяся к запуску CoStar National Lab. В рамках стартовавшей в 2017 году программы Creative XR спонсировалось создание более 60 прототипов иммерсивного контента в 3 категориях, и 12 из них получили дальнейшее финансирование в размере более £850 тыс. на полный цикл производства.
Это способствовало развитию карьеры VR-художников. Например, Даррена Эмерсона из East City Films, чья работа «В погоне за повторяющимися ритмами», представляющая собой одновременно исторический экскурс и погружение в рейв-сцену Ковентри, имела огромный гастрольный успех, в том числе аншлаг в Бирмингемском музее и художественной галерее.
Программа StoryFutures Королевского университета Томаса Холлоуэя и Национальной школы кино и телевидения была посвящена созданию совместных VR-проектов с Национальной галереей, Королевским оперным театром и другими институциями, и по ее итогам в 2023 году в библиотеки и арт-центры по всей стране разослали 15 связанных с культурой VR-экспириенсов. Позднее на базе проекта StoryFutures была создана CoStar National Lab, по сути представляющая собой £100-миллионную инвестицию в будущее британской экранной индустрии от Исследовательского совета по искусству и гуманитарным наукам. «CoStar National Lab призвана помочь создателям и дистрибьюторам заглянуть в будущее и увидеть, что ждет нас в сфере новых технологий, — рассказал директор проекта Джеймс Беннетт. — Лаборатория официально откроет свои двери в январе 2026 года, но наша научно-исследовательская работа начинается задолго до этого».
По всей Европе в среде создателей контента энтузиазм вокруг позволяющего свободное передвижение VR и его потенциала в качестве масштабируемой бизнес-модели ощущается буквально на физическом уровне. Жоэль Кремер, один из руководителей нидерландского иммерсивного агентства Moyosa Media, создавшего VR-контент для популярной выставки «Кража. Десять историй» в Маурицхёйсе, говорит, что «при правильном подходе и использовании на высоком уровне технологии могут внести огромный вклад в культурный сектор».
Все чаще результаты экспериментов в области VR, которые в последнее десятилетие велись в ведущих музеях и на объектах мирового культурного наследия, суммируются с усилиями производителей контента новой волны. Например, в 2024 году было объявлено о первом гастрольном партнерстве между одним из таких производителей, компанией Frameless, и Национальной портретной галереей в Лондоне.