Есть в этом что-то магическое: когда история на глазах оживает. В купеческих кварталах Рыбинска эта магия чувствуется в ладных разноцветных фасадах, стилизованных под старину фонарях, брусчатке и самих названиях улиц: Крестовая, Стоялая, Бульварная, Преображенский переулок… И конечно, в старинных вывесках с ятями и ерами.
Превратить центр Рыбинска в музей вывески под открытым небом придумал местный фолк-музыкант Митя Кузнецов. Предложил идею городским властям, и — чудо! — его поддержали. В 2018 году разработали дизайн-код: только натуральные материалы, только ручная роспись и дореволюционная орфография. Сбербанк, «Магнит», Wildberries — все компании изменили своим брендбукам и «состарили» вывески.
Теперь вывески «как 200 лет назад» хотят исторические города в Центральной России и за Уралом. Креатив с ерами оценили дизайнеры, блогеры и журналисты с федеральных каналов — от Артемия Лебедева до Владимира Познера. Турпоток в Рыбинск вырос десятикратно, год назад здесь побывало более полумиллиона гостей. Так провинциальный промышленный город, на протяжении нескольких советских десятилетий фактически закрытый для посторонних, в одночасье стал «инфлюенсером» в туризме.
Рыбинская история насчитывает почти десять веков. Славянское поселение Усть-Шексна впервые упоминается в летописи в 1071 году. Это был крупный по тем временам торговый порт и ремесленный центр. «Средневековые» башню и частокол, построенные на месте археологического памятника, можно рассмотреть на стрелке рек Шексна и Волга. Более 30 лет раскопки здесь проводит Рыбинская археологическая экспедиция под руководством ученых Александра и Ирины Рыкуновых. В День города в начале августа они открывают башню для посетителей.
В 1777 году по указу Екатерины II Рыбинск получил статус города, а вместе с ним регулярный план застройки; 18 образцовых проектов фасадов создал для Рыбинска «гений соразмерной красоты» Карл Росси.
Расцвет города пришелся на XIX век. По объемам хлебной торговли столица бурлаков, как часто называли Рыбинск, уступала только Чикаго. Это был золотой век для города.
К середине XIX столетия относится строительство Спасо-Преображенского собора, главного городского храма. Деньги на него пожертвовали местные купцы. Этим шедевром в стиле классицизм могла бы гордиться даже столица. Петербургский архитектор Авраам Мельников, создатель Потемкинской лестницы в Одессе и эрмитажной Колыванской вазы, изначально видел свое творение вовсе не в уездном Рыбинске: это был конкурсный проект для Исаакиевского собора.
Многонациональный город отличался религиозным плюрализмом. Это не могло не отразиться на архитектурном облике. Были в Рыбинске и готический польский костел Святого Сердца Иисуса (ныне студенческий клуб), и синагога (передана иудейской общине), и старообрядческий храм (сильно перестроен под музыкальную школу), и деревянная лютеранская кирха (в 1970-х ее снесли и построили на этом месте корпус Авиационного технического института).
Новая хлебная биржа на Красной площади — еще одна архитектурная доминанта. Выразительное здание в неорусском стиле возведено в 1912 году по проекту Александра Иванова, архитектора, которого москвичи знают по гостинице «Националь». Сейчас в здании размещается Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который славится коллекцией русской живописи. В фондах музея — портреты второй половины XVIII века кисти Ивана Вишнякова и Федора Рокотова, полотна Ивана Айвазовского, Петра Кончаловского, братьев Владимира и Константина Маковских, Михаила Нестерова, Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой и других. Регулярно проходят выставки из обширного собрания фарфора (в соседнем поселке Песочное работала знаменитая кузнецовская фабрика).
На Крестовой, центральной улице Рыбинска, встречаются частные музеи, по соседству работают галереи. Интригует вывеска «Художественная галерея имени Льва Ивановича Ошанина». Автор строк «Издалека долго течет река Волга» — выходец из рыбинской дворянской семьи. Памятник ему установлен на набережной, взгляд бронзового поэта устремлен на волжский простор.
В двух шагах от Ошанина в 2021 году установили еще один памятник — Остап Бендер с мальчиком-беспризорником. Великий комбинатор похож на актера Арчила Гомиашвили: экранизацию романа «Двенадцать стульев» (1971) Леонид Гайдай снимал в Рыбинске. В последние годы съемочные группы едут в город одна за другой. В музее истории кино расскажут о связях Рыбинска с кинематографом, покажут личные вещи и автографы актеров и режиссеров — а еще фотографии братьев Джозефа и Николаса Шенков. Один был основателем кинокомпании 20th Century Fox, другой руководил MGM. Каменный дом, где в семье чиновника Волжского пароходства родились будущие магнаты Иосиф и Николай Шейнкеры, сохранился на улице Чкалова (бывшая Мологская).
Музей «Нобели и нобелевское движение» дает присмотреться к рыбинскому следу других знаменитых братьев. «Русские шведы» построили в Рыбинске нефтебазу, крупнейшую на Верхней Волге, и судоремонтные мастерские. Памятник Людвигу Нобелю установлен на Большой Казанской улице.
Через дорогу от музея Нобелей стоит дом с выпуклыми буквами «Банкъ» на фасаде. В конце XIX века отсюда, из окон квартиры на втором этаже, смотрел на снующие по реке пароходы ученик Рыбинской мужской гимназии Боря, сын управляющего Волжско-Камского коммерческого банка, а в скором будущем — художник Борис Григорьев, один из самых дорогих русских авторов на современных аукционах. Юношей Григорьев путешествовал по Волге и Шексне, прихватив бумагу и карандаш, рисовал баржи и пароходы, берега и облака, мужиков и баб.
С Рыбинском связано имя художника Николая Соколова из содружества Кукрыниксы. В 1920-е годы семья будущего мастера карикатуры жила в каменном доме на Крестовой, напротив собора. Николай учился в изостудии Пролеткульта, участвовал в выпуске сатирического журнала «Щетка». Юношеские работы и письма Соколова хранятся в фондах Рыбинского музея-заповедника.
И сегодня на улицах города часто встречаются живописцы с мольбертами. Набирает обороты пленэрное движение, проводятся творческие школы. Рыбинску удалось в самые непростые времена сохранить преемственность традиций. В часовой мастерской на Стоялой больше 100 лет поправляют механизмы часов. В краснокирпичных цехах «Богемии» купца Дурдина все еще варят пенный напиток. А в самой высокой в России каланче (48 м) работает пожарная часть. Список можно продолжить, побывав в этом удивительном городе на Волге.
Миниатюрную версию «русской Атлантиды» в масштабе 1:100 можно увидеть в Мучном гостином дворе (одно из зданий Рыбинского музея-заповедника) на Красной площади. Рельеф и застройка Мологи — города, затопленного Рыбинским водохранилищем в 1930-х, — воссозданы по фото и картам рубежа XIX–ХХ веков. Деревянные дома, пристань, храмы, мельница. По улицам ходят горожане, стирают белье женщины, играют дети, пасутся лошади и коровы. Нажав кнопку, можно услышать шум базарной площади, звон колоколов и гудок парохода, прибывающего из Рыбинска.
В Красном гостином дворе работает музей старинных клавишных инструментов. Всего их здесь более сотни, в залах выставлено около 20 экспонатов: пианино, рояли, клавесины со всех концов Европы и, конечно, из России. Самому старому, тафель-клавиру, 220 лет. Играть на раритетах можно и сейчас: все они восстановлены золотыми руками Алексея Ставицкого, основателя музея, коллекционера и реставратора. В музее регулярно проходят концерты, а в День города рояли участвуют в «дефиле», и Крестовая улица превращается в филармонию под открытым небом.
Нарядный терем напротив вокзала сразу привлекает внимание причудливыми башенками, килевидными кокошниками, резными наличниками. Дом Гордеева — характерный образец вкусов рыбинских купцов. Это также яркий пример таланта, труда и любви к малой родине местных художников. В конце 1980-х обветшавший дом хотели снести. И снесли бы, если бы не группа энтузиастов. Художники на собственные деньги разобрали и собрали дом заново, обновив утраченные детали. Здесь и поселились. Так дом обрел не только новую жизнь, но и новое народное название.
Деревянный особняк на Большой Казанской улице — приданое купеческой дочки Надежды Батыревой. Жених — фотограф Евгений Сигсон, сын мировой знаменитости, тоже фотографа Андрея Сигсона. Отец изобрел новаторский метод съемки снежинок. Его микрофотографии удостоились золотой медали парижской Всемирной выставки 1900 года. Спустя век дом, где жила семья фотографа, опустел и стал разрушаться. Его возрождением занялись краеведы. Добровольцы популяризируют наследие Сигсонов, проводят здесь экскурсии, концерты и, конечно, фотосессии.