Архитектурный ансамбль усадьбы XIX века в Орлово-Давыдовском переулке в Москве, некогда бывшей детской больницей святой Ольги, вновь обрел иконы святой Ольги и святого Пантелеимона на своих фасадах. Реставрацию объекта культурного наследия регионального значения инициировала девелоперская компания Sminex, которая создает на его территории элитный редевелопмент-проект «Городская усадьба в Орлово-Давыдовском». Работы по восстановлению икон и самой усадьбы велись под строгим контролем специалистов Департамента культурного наследия города Москвы.
Панно с изображениями святых созданы в редкой мозаичной технике из смальты и датированы концом XIX века. Лик целителя Пантелеимона украшает фасад одного из корпусов, где располагалось амбулаторное отделение, а икона святой Ольги — главный корпус больницы. Восстановлением икон из 20 тыс. фрагментов цветного непрозрачного стекла занимался известный реставратор-мозаичист Игорь Лаврененко, член Союза художников России и Академии архитектурного наследия, а также основатель студии мозаики «Кантарель», более 30 лет посвятивший реставрации произведений мозаичного искусства. Под руководством мастера в разное время были воссозданы редкие и уникальные детали внутреннего убранства храмов и монастырей в разных регионах России. Например, мозаики собора Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге.
Восстановление икон из старой усадьбы (лик святой Ольги — в мастерской, а святого Пантелеимона — прямо на фасаде) стало последней работой Лаврененко, который ушел из жизни в сентябре 2024 года. Реставрацию завершала дочь художника Ольга.
«Мы активно работали над восстановлением икон с 2022 года. Был пройден большой путь — от поиска и согласования техники реставрации до окончания работ. Вместе со Sminex мы выполнили химический анализ материалов мозаик в Российской академии живописи Ильи Глазунова. Это помогло выбрать лучшие материалы и решения. Важно, что иконы займут свое историческое место на фасаде особняков, сохранив целостность всего ансамбля», — отметила Ольга Лаврененко.
Здания усадьбы были построены в 1880–1890-х годах графом Сергеем Орловым-Давыдовым по проектам архитекторов Константина Быковского и Василия Баркова. Историко-архивные исследования Sminex показали, что граф заказал иконы в Венеции, на острове Мурано. По одной из версий, обе работы выполнены в мастерской художественного стеклоделия Антонио Сальвиати, имевшего большую популярность по всему миру. Для того чтобы вернуть иконам первозданный облик, Игорь Лаврененко применил оригинальную итальянскую смальту, произведенную на венецианской фабрике Orsoni. Символично, что старинное мозаичное производство было основано Анджело Орсони в то же время, когда были созданы иконы усадьбы, — в 1888 году.
«Мы возводим наши дома в сердце Москвы и имеем большой опыт работы с объектами культурного наследия. Для сохранения их исторической подлинности и восстановления мы изучаем архивные чертежи — в этом нам активно помогает город. Вместе мы максимально бережно воссоздаем эстетику, заложенную архитекторами прошлого. Сохраняем архитектурные детали силами лучших мастеров в России и мире, это часть нашего авторского подхода к созданию домов Fine Development», — говорит вице-президент по согласованиям Sminex Самира Левшина.
Комплексная реставрация архитектурного ансамбля, первая за все время его существования, началась в 2022 году. В ходе работ благодаря Sminex была также восстановлена историческая кирпичная кладка, воссоздан исторический облик окон, дверей и кованых элементов, обновлены инженерные коммуникации. Сегодня девелопер благоустраивает на территории бывшей больницы старинный парк с фонтанами, зелеными лабиринтами и скульптурами. Все это станет частью единого современного комплекса «Городская усадьба в Орлово-Давыдовском» с несколькими зданиями, которые будут включать даже дом для приемов и балов.