18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia

В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле

ЛАУРЕАТ В НОМИНАЦИИ «ЛИЧНЫЙ ВКЛАД»

ВАСИЛИЙ БЫЧКОВ

Основатель компании «Экспо-парк Выставочные проекты», организатор ярмарок в области культуры

Василий Бычков, киноактер в детстве и архитектор в молодые годы, сейчас главный человек в организации ярмарок искусства, архитектуры, «умных» книг. То, что родилось как авантюра, стало стержнем российского рынка искусства. Четверть века он стоит у руля Российского антикварного салона и ярмарки современного искусства «Арт Москва», которые превратились в основы инфраструктуры российского арт-мира. Компания «Экспо-парк Выставочные проекты» провела Российский антикварный салон 50 раз, ярмарку «Арт Москва» — 21 раз, non/fiction — 26 раз, Международную выставку архитектуры и дизайна «АРХ Москва» — 28 раз. Каждая из ярмарок-выставок сопровождается не только продажами, но и большой образовательной программой. Бычков является бессменным президентом Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, которая защищает интересы арт-сообщества. В 2025 году Василий Бычков станет куратором Международного фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» в Никола-Ленивце.

В 2024 году в регламент Премии The Art Newspaper Russia были внесены изменения. Теперь в номинации «Личный вклад» нет списка номинантов, сразу объявляется победитель, который становится известен одновременно с претендентами на премию из лонг-листа в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года» и «Книга года».


МУЗЕЙ ГОДА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Владимир, ул. Большая Московская, д. 43
Директор: Екатерина Проничева

За последние два года, с тех пор как музей-заповедник возглавила Екатерина Проничева, у него открылось новое дыхание — обновляются здания, постоянные экспозиции и даже форма служителей, выставочная программа становится все более и более привлекательной. 2024 год, сосредоточенный на юбилее — 1000-летии Суздаля, преподнес зрителям яркую выставку «Русский феникс. Суздальская земля», созданную вместе с Музеями Московского Кремля, и новую экспозицию, посвященную древней палеолитической стоянке Сунгирь. Продуктивно, что всегда важно для музеев подобного рода, идет диалог с Русской православной церковью. Отдельно отметим эталонное экспонирование хрупкой святыни — Боголюбской иконы Божьей Матери XII века. А вот событие, важное для сохранения нашей домонгольской архитектуры: знаменитый резной белокаменный Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, состояние которого начало становиться печальным, летом передали музею-заповеднику в оперативное управление.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ИМ. В.К.АРСЕНЬЕВА

Владивосток, ул. Светланская, д. 20
Директор: Виктор Шалай

Владивостокский музей, который вскоре отметит 135-летие, последние пять лет работает в статусе федерального. Это напрямую связано с обретением большого числа новых объектов — дореволюционных фортов, возведенных на морских подступах к городу. Сейчас музей-заповедник получил в свое распоряжение уже 70 таких объектов — и не просто получил, а интенсивно их осваивает. В 2024 году прошел первый фестиваль «Владивостокская крепость», нацеленный на привлечение внимания широкой публики к происходящей музеефикации фортов. Впрочем, деятельная активность проявляется не только в новых локациях, но и по старым музейным адресам. Минувший год оказался богат на выставки — их насчитывалось 50: и собственных, и гастрольных. На международном фестивале «Интермузей-2024» дальневосточная институция удостоилась Национальной премии им. Дмитрия Лихачева в номинации «Музей года».

МУЗЕЙ МОСКВЫ

Москва, Зубовский бул., д. 2
Директор: Анна Трапкова

Музей Москвы весь год баловал публику. Тут проходит популярная молодежная ярмарка blazar и не менее востребованный фестиваль «Мосвинтаж». Особо отметим выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-х — 1930-х», сделанную с умом и размахом, а в 2025 году блокбастером обещает стать «Искусство в масштабе» про московских монументалистов. Одним из главных достижений музея стало открытие постоянной экспозиции об истории города, которая создавалась пять лет. Команда проекта — а это несколько десятков специалистов — раскрывает историю Москвы через повседневность городской жизни. Теперь 2,2 тыс. экспонатов, датирующихся временем с I тысячелетия до н.э. по Великую Отечественную войну, представлены в формате открытого хранения — с помощью шкафчиков-секретиков в белоснежном пространстве. Такой подход превращает исторический экскурс в увлекательный маршрут, подходящий как для детского восприятия, так и для взрослой публики, жаждущей углубленного погружения.

МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА

Москва, Ленинградский пр-т, д. 15, стр. 11
Директор: Юлия Петрова

Частный Музей русского импрессионизма может дать фору многим государственным организациям по качеству своих выставок и изданий, благодаря которым у него появилась своя «фанатская» аудитория. В 2024 году у музея сменился попечитель: вместо его основателя Бориса Минца им стал предприниматель Владимир Воронин. Три выставки прошлого года, посвященные группе «13», журналу «Столица и усадьба» и Новому обществу художников, а также их каталоги привлекли большое количество публики и заложили новую веху в исследовании этих трех тем. А первая выставка нынешнего года — «Изображая воздух. Русский импрессионизм», посвященная теме, по которой музей и озаглавлен, не только собрала множество произведений из региональных музеев, но и явно подвела черту под вопросом, которым публика задавалась в 2016 году, узнав о его основании: а существует ли «русский импрессионизм»? Теперь можно сказать однозначно: еще как!

МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР «ПЛОЩАДЬ МИРА»

Красноярск, пл. Мира, д. 1
Директор: Ольга Темникова
Арт-директор: Сергей Ковалевский

Построенный в бруталистском стиле на излете советской эпохи 13-й филиал Музея Ленина трансформировался в экспериментальную арт-площадку и с тех пор держит высокую планку. С начала 1990-х тут проводят Красноярскую музейную биеннале, и каждый ее выпуск становился платформой для творческого поиска, открытием новых подходов к экспонированию искусства. Показателем культурного притяжения этой точки на берегу Енисея является тот факт, что молодые люди из других регионов переезжают сюда, чтобы работать экскурсоводами или медиаторами. В 2024 году в центре «Площадь Мира», крупнейшем выставочном пространстве Сибири, состоялась премьера исследовательского проекта «Стрит-арт столицы», авторы которого попытались осмыслить уникальное лицо уличного искусства разных городов и составить карту стрит-арта России. Грядущая 16-я Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды» обещает стать лабораторным экспериментом по «высвобождению смысловой энергии вещей, историй и мест».

ТРЕТЬЯКОВКА В САМАРЕ. ФАБРИКА-КУХНЯ

Самара, ул. Ново-Садовая, д. 149
Директор: Михаил Савченко

Первый региональный филиал Государственной Третьяковской галереи открылся в мае 2024 года в Самаре, в гигантской фабрике-кухне завода им. А.А.Масленникова, построенной в 1932 году в форме серпа и молота по проекту одной из первых в России женщин-архитекторов, Екатерины Максимовой. Обветшавший шедевр конструктивизма удалось вернуть к жизни, и после пятилетней реставрации здесь возник современный по всем параметрам музей. Помимо выставочных залов, тут есть творческие мастерские, фондохранилище, резиденции, музейный магазин и даже «Соседский огород». Истории здания посвящен мини-музей советского общепита, а первая выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» показала, насколько широко можно трактовать эту тему. В команде музея работают местные специалисты, которым дорога связь с локальным контекстом. Это не мешает музею видеть свою миссию и глобально — «актуализировать искусство ХХ–ХХI веков во всем его многообразии». Задачу же «создания новой привлекательной точки культурного туризма» можно считать уже выполненной.

ЦЕНТР «ЗОТОВ»

Москва, Ходынская ул., д. 2, стр. 1
Генеральный директор: Дарья Филиппова

Центр «Зотов» позиционирует себя как «конструктивное пространство» — и не зря. Вдохнув новую жизнь в здание хлебозавода-автомата, «Зотов» наладил здесь по-настоящему впечатляющее и плодотворное культурное производство. Вот уже более двух лет институция демонстрирует ударные темпы в области создания выставок, посвященных конструктивизму, в том числе его малоисследованным (как в проекте «Работать и жить») или неожиданным (как в экспозиции «Русское невероятное») граням. Насыщенную жизнь центра составляют экспериментальные спектакли, лекции и паблик-токи с крупными специалистами, кинопоказы и мастер-классы, инклюзивные события. В 2024 году «Зотов» учредил то, чего ждали с момента его основания, — ежегодную грантовую программу для исследователей. Отчетная научная конференция, которую провели осенью, показала, что яркие открытия в области изучения конструктивизма еще возможны.


РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА

ЗУБОВСКИЙ ФЛИГЕЛЬ ЕКАТЕРИНИНСКОГО ДВОРЦА. 1779–1785, 1850-е. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ЦАРСКОЕ СЕЛО», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ГОРОД ПУШКИН

Заказчик: Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село»
Исполнитель: ООО «Царскосельская янтарная мастерская»

Дворцовый флигель, построенный по указанию императрицы Екатерины II, предназначался для устройства ее личных покоев. Это обстоятельство не могло не сказаться на стиле интерьеров — комнаты, декорированные Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги, отличала «простота со вкусом», как выразилась сама хозяйка апартаментов. Обстановка Зубовского флигеля, поистине уникальная, была утрачена в годы Великой Отечественной войны, и только сейчас, после пяти лет реставрационных работ, при поддержке ПАО «Газпром» удалось воссоздать восемь камерных залов на втором этаже исторического здания. Этому процессу предшествовали и сопутствовали многочисленные исследования — архивные и технологические. В результате достигнут важный рубеж в жизни музея-заповедника «Царское Село». По словам его директора Ольги Таратыновой, здесь фактически завершается восстановление «главных — художественных, хрестоматийных — интерьеров».

ВЕРХНИЙ САД. 1714–1724, 1733–1739, 1754–1760. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПЕТЕРГОФ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Заказчик: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Исполнитель: ООО «Профиль» под техническим надзором департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф»

В результате комплексной научной реставрации, на которую в рамках национального проекта «Культура» было выделено более 1 млрд руб., Верхний сад Петергофа вновь обрел тот облик, который он имел в период своего расцвета, в XVIII столетии. Благодаря подробнейшим чертежам французского инженера Пьера Антуана де Сент-Илера, составленным в середине 1770-х годов (уже после того, как сад был расширен по проекту Франческо Растрелли), специалистам удалось вернуть исторически верную форму буквально каждому дереву и кусту, а также воссоздать оригинальные солнечные часы взамен тех, что были установлены в 1920 году. По всей площади ансамбля — а это 15 га — были заменены грунт, дорожки, газоны. Отреставрировали километровую ограду по проекту Растрелли, скульптуру, фонтаны. Но значительная часть работ велась под землей. Специалисты отремонтировали, частично используя методы прошлых веков, старинную водоподводящую систему — и при этом работа фонтанов в Нижнем парке не останавливалась.

КАРТИНА КАРЛА БРЮЛЛОВА «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ» ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ. 1833. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Заказчик: Государственный Русский музей при поддержке ПАО «Газпром»
Исполнители: Елена Столбова, старший научный сотрудник, хранитель отдела живописи XVIII — первой половины XIX века; Ольга Кленова, руководитель проекта, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи службы реставрации музейных ценностей Русского музея; Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи службы реставрации музейных ценностей Русского музея; Ирина Веснина, заведующая отделом реставрации золоченой резьбы службы реставрации музейных ценностей Русского музея

Значение этой картины для истории и славы русской живописи трудно переоценить. Она не раз участвовала в выездных выставках, полотно неоднократно накатывали на вал для перевозки. В результате холст сильно истончился, возникла угроза утраты красочного слоя. В середине 1990-х выполнили техническую часть работ; к художественной части реставрации приступили только в конце 2023 года. Было принято беспрецедентное для наших музеев решение: в зале № 86 Корпуса Бенуа открыли публичную мастерскую — стеклянные перегородки позволяли посетителям наблюдать за работой. Команда из 13 реставраторов почти 10 месяцев проводила исследования, удаляла старые записи и тонировки, подводила реставрационный грунт в местах прорывов. Специалисты по золоченой резьбе вернули оригинальной раме ее прежний блеск. Сейчас колоссальную картину (456,5 на 651 см) показывают на выставке «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Карла Брюллова» в Русском музее, потом она приедет в Третьяковскую галерею.

КОМПЛЕКС ДАЧИ ГОЛОВКИНА (ДОМ СО СЛОНАМИ). 1908–1909. САМАРА

Заказчик: Министерство культуры РФ
Подрядная организация: ООО «Вега Групп Регион»
Технический и авторский надзор: Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ФГУП ЦНРПМ)

Дача самарского купца Константина Головкина, выстроенная по его собственному проекту в начале ХХ века, почти сразу приобрела статус городской легенды. Особой популярностью пользовались фигуры двух слонов, отлитых из бетона в натуральную величину и установленных перед домом — их хорошо было видно с Волги. Да и само здание впечатляло своим архитектурным решением в духе венского Сецессиона. Правда, к началу XXI века этот ансамбль, не раз подвергавшийся перепланировкам в советское время, был уже полузаброшен и ветшал на глазах. Лишь в 2010-х годах к неофициальному статусу легенды добавился официальный: Дом со слонами признали объектом культурного наследия, после чего развернулись работы по его реконструкции и реставрации. Внутреннее пространство особняка сейчас выглядит иначе, чем при жизни купца Головкина: здесь проведено приспособление к нуждам Центра креативных индустрий, открывшегося в этих стенах. А вот экстерьер максимально приближен к изначальному виду. И слоны теперь как новые.

ПАМЯТНИК ЮРИЮ ГАГАРИНУ НА ЛЕНИНСКОМ ПРОСПЕКТЕ. 1980. МОСКВА

Заказчик: Государственное казенное учреждение города Москвы «Мосреставрация»
Проектировщик: ООО «РМ „Наследие-проект“»
Исполнитель: ООО «РМ „Наследие“»

Вздымающийся над Ленинским проспектом титановый Гагарин был воздвигнут 45 лет назад и за это время немного постарел. При его реставрации впервые были опробованы методики, не употреблявшиеся ранее, ведь объекты его поколения лишь недавно вошли в орбиту реставраторов. Титановая фигура стоит на отделанном титаном бетонном основании и на стилобате, облицованном камнем. Этот стилобат пострадал сильнее всего — с него пришлось снимать облицовку и собирать ее заново, причем работа оказалась крайне кропотливой из-за разнородности блоков лабрадорита. Фигуру и основание снаружи почистили лишь слегка, ведь титан — крепкая штука. Зато внутренние работы были тяжелыми. Промышленным альпинистам пришлось спускаться внутрь 42-метрового памятника и там чистить его от ржавчины. Отдельной проблемой стала организация притока воздуха во время этих работ.

КАРТИНА ТОБИАСА ВЕРХАХТА ПРИ УЧАСТИИ ЯНА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО, ХЕНДРИКА ДЕ КЛЕРКА, АБЕЛЯ ГРИММЕРА «ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ» ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА. ОКОЛО 1606–1620. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Заказчик: Государственный Эрмитаж
Исполнители: Алиса Мезенцева, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства; Анна Апонасенко, заместитель заведующей отделом научной документации; Максим Лапшин, художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа

Считавшаяся произведением неизвестного фламандца, картина теперь атрибутирована сразу четырем выдающимся мастерам нидерландского маньеризма первой четверти XVII века. «Вавилонская башня» (189 на 125 см, дерево, масло) попала в Эрмитаж из Германии в 1946 году в числе «перемещенных ценностей» и хранилась в закрытом фонде. В ходе многолетней подготовки картины к выставке «…и сделаем себе имя…» реставраторы выполнили весь комплекс работ: укрепление грунта и красочного слоя, утончение лака и поздних записей, тонирование утрат. Для показа была придумана система креплений, позволившая картине «парить в воздухе». Кроме того, она получила новую раму. Параллельно реставрации шла исследовательская работа. Подтвердилось предположение, что композиция пейзажа принадлежит кисти Тобиаса Верхахта. Выделены еще три руки: над изображением людей на переднем плане слева явно трудился Брейгель, фигуры справа написаны Хендриком де Клерком, а фигуры на дальнем плане характерны для творчества Абеля Гриммера.

УСПЕНСКИЙ СОБОР НА ГОРОДКЕ. XIV ВЕК. ЗВЕНИГОРОД

Заказчик: Православная религиозная организация «Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря»
Проектировщик: Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ФГУП ЦНРПМ), научный руководитель реставрации Георгий Евдокимов
Исполнители: «Аркада-СТ», «Реставраторъ», «Эфа+»

Важнейший образец раннемосковской архитектуры, храм, росписи в котором приписываются Андрею Рублеву и Даниилу Черному, родина Звенигородского чина — одного из шедевров иконописи в собрании Третьяковской галереи, этот храм до нашего времени дошел обезображенным, потерявшим красоту своих очертаний. Килевидные закомары и кокошники кровли еще в XIX веке были стесаны и заменены скучной четырехскатной кровлей. Советское время добавило ущерба. Собор, возвращенный Русской православной церкви, был в плохой сохранности. Его реставрация началась 15 лет назад, причем по инициативе общины храма. По словам его казначея Дмитрия Седова (параллельно он замдиректора по науке Звенигородского музея-заповедника), реставрация все эти годы шла на поступавшие пожертвования, которых чудесным образом хватало на то, чтобы расплатиться за работы. В результате зданию вернули оригинальные конструкции и детали. Сейчас устремленный вверх силуэт храма легчайших пропорций виден издалека и впечатляет красотой и изяществом.


КНИГА ГОДА

ПАОЛА БУОНКРИСТИАНО, АЛЕССАНДРО РОМАНО. «ОХОТА НА НОВОГО ОРЕСТА. НЕИЗДАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ О.А.КИПРЕНСКОГО В ИТАЛИИ (1816–1822 И 1828–1836)»

М.: Новое литературное обозрение, 2023

Переведенная с итальянского книга позволяет заполнить лакуны в биографии одного из наших важнейших художников XIX века, возникшие из-за сложности доступа советских исследователей в итальянские архивы. Да и целомудренного молчания историографов о скандальных событиях его итальянского периода: гибели натурщицы и взятия на воспитание Мариуччи, будущей жены. Итальянские слависты Паола Буонкристиано и Алессандро Романо дотошно изучили фонды Государственного архива Рима, Исторического архива Римского диоцеза, Апостолического архива Ватикана, Академии деи Линчеи, а также итальянскую прессу того времени. Судебные и церковные документы позволяют внимательному читателю узнать правду или хотя бы подступиться к ее пониманию. Также подробно освещены взаимоотношения Кипренского с русской диаспорой и итальянскими художниками — хотя на фоне предыдущего это уже не так интригует, а жаль!

«ВОЙНА И МИР В РУССКОМ ФАРФОРЕ: ИЗ СОБРАНИЯ Е.Н.БАТУРИНОЙ»

М.: Государственный институт искусствознания, 2022

Грандиозный каталог частного собрания Елены Батуриной, выпущенный под научной редактурой Натальи Сиповской, посвящен изделиям Императорского фарфорового завода и охватывает более 2 тыс. предметов. Он разделен на три тома: первый посвящен императорским подносным подаркам, второй — военной теме в фарфоре, третий — предметам парадной сервировки. Над каталогом на протяжении семи лет работало около сотни ученых, а публикацию осуществил коллектив Государственного института искусствознания. Издание вышло не обычным каталогом частного собрания, а истинным научным исследованием, которое пригодится всем любителям темы. Ведь оно дополнено аналитическими и справочными материалами о закономерностях в изменении форм, рельефных деталей, бронзового оснащения, приемов исполнения живописного декора, лексических рядов орнаментов и фарфоровой флоры, которые были составлены в процессе подготовки книги.

ЛЕВ МАСИЕЛЬ САНЧЕС. «КУПОЛА, ДВОРЦЫ, ДК. ИСТОРИЯ И СМЫСЛЫ АРХИТЕКТУРЫ РОССИИ»

М.: Individuum, 2024

Научных трудов по архитектурной истории России выходило множество начиная с XIX века. Некоторые из них претендовали на то, чтобы служить всеобъемлющим и при этом концептуальным описанием целого тысячелетия, отраженного в памятниках зодчества. Примерно такую задачу ставил перед собой и современный российский историк архитектуры Лев Масиель Санчес в книге «Купола, дворцы, ДК». Хотя она принадлежит, скорее, к научно-популярному жанру (что для широкой аудитории немалый плюс), все же опирается автор на фундаментальные знания, причем не только о знаковых, хрестоматийных объектах, но и о менее известных, зачастую региональных. Важное достоинство книги — личный взгляд на толщу столетий, влекущий за собой и собственные выводы. Еще один плюс этого издания — внятный иллюстративный ряд, коррелирующий с содержанием: помимо авторских фотографий, в книгу включены аналитического свойства рисунки, выполненные архитектором Сергеем Безверхим.

ОЛЬГА МУРОМЦЕВА. «МИР ИСКУССТВА НАДЕЖДЫ ДОБЫЧИНОЙ»

М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024

Ольга Муромцева написала скрупулезное, основанное на массе источников и, главное, первое в своем роде исследование о самой крупной российской галеристке начала прошлого века. Надежда Добычина (1884–1950) предстает в книге не только в ее самом известном амплуа патронессы авангарда, но и как человек куда более широких вкусов и интересов. Наряду с биографией Добычиной, в издании отчасти реконструирована ситуация художественного рынка той поры, что тоже вызывает большой интерес. Помимо прочего, автор подробно изучила советский период жизни Добычиной и сделала подборку ее воспоминаний о современниках.

«РАБОТАТЬ И ЖИТЬ. АРХИТЕКТУРА КОНСТРУКТИВИЗМА. 1917–1937»

М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2024

Книга «Работать и жить» была издана к одноименной выставке — одной из самых ярких в копилке Центра «Зотов». Под строгой черной обложкой, вдохновленной типографскими находками Алексея Гана, читатель находит кладезь интереснейших, во многом уникальных материалов. Исследовательские статьи рассказывают о полете фантазии тех, кто после Октябрьской революции строил дивный новый мир и дивный новый быт. Издание включает занятную антологию исторических текстов — фрагменты статей, докладов, писем, речей. В каталожной части можно отыскать весьма экзотичные образцы конструктивизма (например, объекты деревянного зодчества, выглядящие вполне традиционно, но имеющие ленточное остекление) и другие странные придумки той эпохи. Все это приправлено с задором подобранными отрывками из воспоминаний, литературных сочинений, фельетонов. Содержимое каталога обнаруживает авантюрную и где-то даже абсурдистскую сторону конструктивизма, скрытую за его лаконичным, тщательно продуманным фасадом.

ЛЕОНИД ТАЛОЧКИН. «ЗАВТРА — СМ. ВЧЕРА. ДНЕВНИКИ»

М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024

В дневниках знаменитого коллекционера и архивариуса неофициального искусства Леонида Талочкина (1936–2002) московская богема 1960-х описывается со всей возможной откровенностью. Книга — часть совместного издательского проекта Государственной Третьяковской галереи и Музея современного искусства «Гараж». По словам автора-составителя и научного редактора книги Саши Обуховой, работа заняла семь лет. Всего опубликовано 27 дневниковых тетрадей, с 1963 по 1969 год. Тут можно найти летопись выставок нонконформистов в кафе и НИИ, представлен весь «иконостас» художников, андерграундных писателей и поэтов, хватает и забытых героев. Свидетельства богатой интеллектуальной жизни Леонида Талочкина, увлекавшегося и философией, и кино, и йогой, противоречат стереотипному представлению о скудости культурной повестки за «железным занавесом». Богатой была и его личная жизнь. Это еще и дневники плейбоя, честно описывающего свои романтические приключения, что придает книге особое обаяние и интерес.

«УЗБЕКИСТАН. АВАНГАРД В ПУСТЫНЕ». СОСТАВИТЕЛИ ДЖУЗЕППЕ БАРБЬЕРИ, СИЛЬВИЯ БУРИНИ. ФОНД РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН ИМ. И.В.САВИЦКОГО

Milano: Electa, 2024

Издание книги, сопутствующей выставочному проекту «Узбекистан: авангард в пустыне», который был показан в Венеции, Флоренции и Нукусе, можно рассматривать как самостоятельное событие. В ней собраны статьи о феномене, которому по сей день специалисты ищут определение. Речь о самобытном творчестве художников, воспитанных западной школой, увлеченных новейшими течениями и волею судеб оказавшихся в Туркестане. До недавнего времени для определения этого искусства использовали термин «туркестанский авангард», введенный в статье 2009 года искусствоведами Екатериной Ермаковой и Тиграном Мкртычевым. Теперь Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из Центра изучения русского искусства при Университете Ка’ Фоскари (CSAR) и еще несколько авторитетных авторов сборника предлагают именовать это явление avanguardia orientalis, тем самым расширяя его географию. Идея вызвала споры, но факт в том, что вместе с новым термином предъявлено издание, впервые столь полно описывающее «авангард в пустыне».


ВЫСТАВКА ГОДА

«АДЕПТЫ КРАСНОГО. МАЛЯВИН & АРХИПОВ»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ (МОСКВА)

20 сентября 2024 — 23 февраля 2025
Кураторы: Екатерина Евсеева, Надежда Мусянкова
Дизайнер: Евгений Асс, Екатерина Тинякова

Выставка в Инженерном корпусе виртуозно «стравила» двух современников — любителей румянощеких девок в красных сарафанах. И навсегда научила тех, кому повезло ее посетить, чем все-таки Филипп Малявин отличается от Абрама Архипова. Два отдельных крыла выставки, посвященные каждому из авторов, позволяли по-знаточески натренировать глаз и запомнить их индивидуальные отличия, любимые сюжеты и предпочитаемые оттенки (того же красного, но и других цветов). А центральный круглый зал, в котором, будто в деревенском хороводе, встретились хрестоматийные полотна обоих, стал апофеозом экспозиции, эмоциональным и крайне энергичным. Отдельно отметим музейные сувениры к выставке, порой очень ироничные, с игрой в ассоциации.

«ВЕСТЬ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

2 августа — 17 ноября 2024
Куратор: Александр Боровский
Архитектор: Анна Ильина

Выставка «Весть» формально посвящена возникновению и трансформации средств и способов передачи информации (почта, газета, телефон и так далее), однако в итоге подняла целый ряд умозрительных и практических вопросов. В том числе об обмене информацией между человеком и цифровой вселенной, о трансформации киберпространства, постправде и в целом о хранении и трактовке событий и опыта. В двух крыльях Корпуса Бенуа разместилось около 300 произведений — от икон до сенсорных инсталляций, от шедевров Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Ореста Кипренского до работ современных авторов. Причем многие произведения были созданы специально для проекта. Информация как медиум и ее материальные носители, окружающие нас в повседневной жизни, предстают не только средством коммуникации, но и антенной для связи с космосом или археологическим артефактом, вызывая ностальгию, нежность или тревогу. «Весть» задает новый вектор развития Русского музея, показывающий стремление к масштабу и философской рефлексии современности.

«ИГОРЬ ШЕЛКОВСКИЙ. НЕБЕСНЫЙ ГОРОД. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА»
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ (МОСКВА)

8 октября 2024 — 16 февраля 2025
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова, Ольга Свиблова
Соорганизатор: Alina Pinsky Gallery

После затяжного ремонта музей выдал серию сильных проектов, где встретились личные миры художников разных поколений, и, пожалуй, самой атмосферной получилась выставка живого классика Игоря Шелковского. Лучшая часть выставки «Небесный город. Мастерская художника», занявшей два этажа, — воссозданная студия художника. Обстановку мастерской на Гоголевском бульваре, которую в свое время Шелковский покрасил в чистый белый, визуально расширив скромное пространство и превратив в своего рода храм искусства, перенесли очень аккуратно, с трепетом. Зритель попадает в личный мир мастера, где бытовое подчинено высокому. Здесь есть кухня, ящики с инструментами, кровать, шкафы с книгами и каталогами, но все это тленное только увеличивает фокус на внутреннем мире творца. «Небесный город» — о тотальном стремлении к свету. Воздушная атмосфера мастерской позволяет осмыслить работы художника из точки человеческой повседневности, которая своим образом жизни направлена в небо.

«КУБОК СОЗВУЧИЙ. ПО НАПРАВЛЕНИЮ К РОЗАНОВОЙ»
ДОМ КУЛЬТУРЫ «ГЭС-2» (МОСКВА)

10 ноября 2023 — 28 апреля 2024
Кураторы: Андрей Паршиков, Карен Саркисов, Елена Яичникова
Архитектор: Саша Ким
Научный консультант: Фаина Балаховская

Творческая жизнь одной из «амазонок авангарда», Ольги Розановой (1886–1918), была обидно короткой, но невероятно интенсивной. Она пришла к собственной версии абстрактного искусства — «светописи», самым знаменитым воплощением которой стала радикальная «Зеленая полоса», предвосхитившая открытия мировой абстракции 1950-х. Кураторы выставки решили не только показать основные этапы пути Розановой, но и «отыскать следы ее нелинейного, непрямого влияния в искусстве последующих поколений». Творческих наследников Розановой искали по «женской линии» — в неофициальном советском искусстве и среди наших современниц. Архитектор выставки Саша Ким перенесла «цветовые поля» из живописи в пространство, и зритель будто попадал внутрь розановской абстракции, шагая по фиолетовому полу или упираясь в длинную зеленую стенку. Вместо академической скучноватой экспозиции получилась яркая инсталляция, где работы главной героини соседствовали с произведениями еще полутора десятков художниц.

«МОСКВИЧКА. ЖЕНЩИНЫ СОВЕТСКОЙ СТОЛИЦЫ 1920-х — 1930-х»
МУЗЕЙ МОСКВЫ (МОСКВА)

24 апреля — 25 августа 2024
Кураторы: Ксения Гусева, Надежда Плунгян
Архитектор: Анна Румянцева

Выставка существовала в том же смысловом пространстве, которое Музей Москвы исследовал в серии недавних проектов, посвященных первым послереволюционным десятилетиям, эмансипации женщин в СССР, развитию текстильного производства. Все эти темы получили развитие в экспозиции, посвященной образу жительницы быстро меняющейся столицы. Структура «Москвички» состояла из девяти разделов, выстроенных в хронологической последовательности, и двух сюжетных линий. Первая, магистральная — образы эпохи в изобразительном искусстве. Женские портреты, жанровые сцены, пейзажи Москвы дополнялись плакатами, книжной и журнальной графикой. Вторая сюжетная линия — более камерная, посвященная девяти героиням выставки, от Варвары Степановой до Любови Орловой. Были показаны личные вещи, фотографии, письма — все, что могло дать представление о художнице как об одной из горожанок.

«РУССКАЯ ЯРМАРКА. ТОРГ. ГУЛЯНЬЕ. БАЛАГАН»
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, ВЫСТАВОЧНЫЙ ПАКГАУЗ (НИЖНИЙ НОВГОРОД)

18 мая — 25 августа 2024
Куратор: Аркадий Ипполитов (1958–2023)
Помощник куратора, координатор: Сабина Мельник
Застройка: мастерская Александра Игнатушко

Выставка проходила в пакгаузе, там, где больше столетия назад стояли колокольные ряды главной ярмарки России. Удивительно, но ни один из крупных российских музеев напрямую с такой темой прежде не работал. Идея сделать выставку про ярмарку как феномен русского мира принадлежала искусствоведу Аркадию Ипполитову (1958–2023). Ему не суждено было завершить проект, но он сумел так настроить кураторский камертон, что команда НГХМ, работая уже без него, смогла сохранить и саму идею, и состав произведений, и те важные акценты, которые он успел расставить. Более 30 ведущих российских музеев прислали свои экспонаты, а к ним присоединились региональные музеи Нижегородской области. Пространство было разделено по ассоциации с базарными рядами, темы «Гений места», «Красный товар», «Торг», «Гулянье» и другие были собраны по принципу созвучий. Искать неожиданные визуальные рифмы и смысловые связки на этой выставке стало особым удовольствием.

«ARS VIVENDI. ФРАНС СНЕЙДЕРС И ФЛАМАНДСКИЙ НАТЮРМОРТ XVII ВЕКА»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

19 мая — 15 сентября 2024
Кураторы: Михаил Дединкин, Татьяна Косоурова
Художники-дизайнеры: Эмиль Капелюш, Юрий Сучков
Художник по звуковому оформлению: Павел Ховрачев

Соединение мощного научного потенциала сотрудников Эрмитажа и смелой фантазии художников-сценографов превратило выставку мастера фламандского натюрморта и его последователей в хит летнего петербургского сезона. Стараниями дизайнеров Эмиля Капелюша и Юрия Сучкова парадный Николаевский зал был преобразован в волшебную декорацию, атмосферную тотальную инсталляцию. Легкие деревянные конструкции, уходя ввысь, намекали на своды готических соборов, стены загадочно мерцали узорчатой обивкой, приглушенно звучали какие-то хоралы, театрально выставленный свет режиссировал взгляд зрителей, скользивший от живописи к настоящим предметам из натюрмортов, составивших «живые картины» в витринах. Яркая зрелищность не помешала дотошной научной разработке темы — было рассказано и о всевозможных видах натюрмортов, и о торговых путях, откуда в Европу попадали экзотические товары и фрукты, и о цветочной символике, и о роли женщин в тогдашнем арт-мире, и о том, как выглядели кабинеты и мастерские.

Церемония вручения премии состоится 23 апреля в Театре Пушкина.


Генеральный партнер Премии The Art Newspaper Russia — Газпромбанк Private. Газпромбанк Private — это предложение современных финансовых решений и нефинансовых привилегий для самых взыскательных клиентов.

Меняются времена и условия, но банк неизменно остается для клиентов центром экспертизы по управлению благосостоянием семьи. На протяжении многих лет состоятельные клиенты банка играют важную роль в содействии развитию культуры и искусства, поддерживая культурные проекты и институции так же, как и сам Газпромбанк. Мы разделяем ценности наших клиентов, ведь искусство не только открывает путь к пониманию прошлого и сохранению наследия, но и создает прочную основу для преемственности традиций в будущем.

Ваши поиски, ваши открытия, стремление к победе и бесценный опыт — мы сохраним и приумножим для тех, кому вы решите это передать.

Газпромбанк Private. Объединяя поколения.

Партнер премии — отель Ararat Park Hayatt Moscow.

Самое читаемое:
1
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
2
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
3
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
4
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
5
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
6
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+