18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Виктор Иванов отпраздновал 100-летие выставкой

Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

«Иванов не мечется»: творческая биография старейшего российского художника, кажется, лишена аномалий и девиаций. Возможно, поэтому ему и удалось прожить долгую жизнь — и по творческим меркам, и по человеческим

Кураторам открывшейся в декабре в Третьяковке выставки Виктора Попкова удалось, кажется, совсем обойтись без термина «суровый стиль»: такое определение как будто навязывает автору жесткие рамки. Название стартовавшей в Нижегородском художественном музее передвижной выставки «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» сформулировано самим ее главным героем. Виктор Иванов, очевидно, не особенно переживает из-за того, что кто-то не так истолкует термины. Во-первых, ему в прошлом году исполнилось 100 — в этом возрасте о таких мелочах не переживают. И во-вторых, на длинном творческом пути Иванова девиации и аномалии не обнаруживаются (в отличие от того же Попкова или, например, позднего Гелия Коржева с его сюрреализмом). «Иванов не мечется, а всем своим творчеством утверждает важные критерии человеческого, — комментирует Ольга Томсон, куратор выставки. — Его творчество всегда о человеке». Даже в работах, относящихся к самому раннему периоду, «его интерес к людям очевиден».

Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Художник сурового стиля. Виктор Иванов» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В экспозиции более 80 живописных и графических произведений, начиная с картин, написанных в Крыму в 1940-х. Следующее десятилетие представлено холстами, привезенными из поездок на Кубу, в Мексику, Египет. Затем художника захватила тема Рязанской земли. Сам Иванов неизменно настаивает на том, что он «художник деревни». Куратор отмечает важную для мастера тему оторванности человека от земли и вспоминает в этой связи документальный фильм 1963 года «Ярость», режиссер которого Пьер Паоло Пазолини переживает смену цивилизаций после смерти последнего крестьянина.

Экспонаты предоставил сам автор, многие из них впервые покинули его мастерскую на Верхней Масловке. Лишь одна работа, пейзаж «Переславль-Залесский» (1969), взята из фондов нижегородского музея.

Нижегородский государственный художественный музей
«Художник сурового стиля. Виктор Иванов»
До 16 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+