В праздничную субботу, 8 марта, Vladey проведет тематический аукцион «А ну-ка, девушки!». Ожидается, что на первых весенних торгах будут представлены работы главных художниц современности. Среди 59 лотов можно увидеть как произведения прошлых лет, так и созданные специально для аукциона. Игривое название отсылает к одноименному телевизионному конкурсу 1970–1980-х годов, который обыгрывал на советский лад американские конкурсы красоты, однако критерием оценки девушек была не столько внешность, сколько таланты и профессиональные навыки. Vladey выбрал для своих торгов почти полсотни талантливых российских художниц, среди которых как уже состоявшиеся мастера, так и молодые звезды. Например, Алина Глазун, Алиса Горшенина, Анна Черепанова, арт-группа «Малышки 18:22» и многие другие. Благодаря ранее объявленному опен-коллу, в аукционе примут участие сразу 13 дебютанток. Торги пройдут в смешанном формате: 29 лотов стартуют со €100, на остальные установлены стартовая цена и эстимейт. Представляем топ-10 лотов и немного рассказываем об их авторах.
Творчество Айдан Салаховой парадоксально соединяет академическую эстетику (она членкор Российской академии художеств, долгое время преподавала в Суриковском институте) и образы исламской культуры. Одной из первых в постсоветском пространстве она стала затрагивать женскую проблематику, а также отношения Востока и Запада, вопрос идентичности. Ее персональные выставки проходили в России, Европе и США. Скульптурные и живописные работы художницы представляли СССР и Азербайджан на Венецианской биеннале современного искусства в 1990 и 2011 годах. Ее стиль мгновенно узнаваем: визуальный язык символичен, а в палитре преобладают черный, белый и золотой цвета.
Когда речь заходит о современных инсталляциях, то имя Ирины Кориной называется одним из первых. Сценограф по первому образованию (и кстати, лауреат «Золотой маски»), она много работала и работает в российских театрах, а в 2000-х пришла в современное искусство. Художница часто использует строительные материалы (тентовые ткани, черепица, пластик и другое), природные артефакты и найденные предметы, сочетание которых рождает фантасмагорические образы. Например, в огромной инсталляции «Хвост виляет кометой» (2017) в музее «Гараж» присутствовали спецодежда рабочих, бутылки незамерзайки, советская люстра и даже колбы с запахом асфальта. Корина была выбрана в основной проект Венецианской биеннале 2017 года и участвовала в групповой выставке в павильоне России на биеннале 2009-го. Свои живописные работы она называет путевыми заметками или дневником. «Предчувствие тумана» (2021), выполненная в традиционной технике «холст, масло», не исключение.
Ольга Тобрелутс получила известность как одна из самых ярких звезд петербургского неоакадемизма, а также как пионер медиа-арта и автор видеоинсталляций. В начале 1990-х она училась компьютерной графике и анимации в Берлине. Тобрелутс эффектно синтезирует античные образы с элементами поп-культуры, а также пишет большие картины, построенные на принципе фрактальности. Работа «Морская нимфа» выполнена в технике лентикулярной печати, что придает изображению эффект пространственной глубины. Нимфа Тобрелутс воплощает античный идеал красоты, соединенный с современным представлением о женщине.
Ирина Нахова — одна из немногих художников-женщин в кругу московских концептуалистов. Вопреки распространенному мнению, именно она, а не Илья Кабаков впервые в СССР начала делать тотальные инсталляции. Ее «Комнаты» — особые пространства, которые она устраивала в собственной квартире, — оказали сильное влияние на коллег. В 2015 году Ирина Нахова стала первой художницей, удостоенной персональной выставки в павильоне России на Венецианской биеннале. Нахова работает в совершенно разных техниках — от живописи до аудиоинсталляций. На аукционе представлен карандашный рисунок 1974 года, исполненный ею в возрасте 20 лет. Тут заметно влияние сюрреалистического стиля Виктора Пивоварова, у которого Ирина Нахова брала уроки, но в то же время уже чувствуется своя, наховская интонация.
Первые персональные выставки Людмилы Барониной «Веселись или умри» и «Вести из ниоткуда» состоялись в 2015–2016 годах в краснодарском Центре современного искусства «Типография». Она работает с инсталляцией, текстилем, линогравюрой, графикой. Элементы лубка, средневековых гравюр, детских иллюстраций соединяются в ее проектах, рождая альтернативные миры с их новой мифологией. Баронина фокусируется на исследовании человеческих пороков, темах побега от реальности, утопии и апокалипсиса. Шитое панно Womanland, где доминирует розовый цвет, явно посвящено теме феминности. Полотно населяют фантастические существа на манер средневекового бестиария — фигуры полуженщин-полузверей собираются в сюрреалистичную композицию, которую окольцовывает уроборос.
Анна Паркина работает в разных жанрах, но известна в первую очередь своими коллажами и скульптурами. Паркина училась и работала в Париже. В 2005 году в Берлине прошла ее первая персональная выставка. На сегодня их насчитывается уже около двух десятков в крупнейших европейских и американских арт-институциях. Увлечение темой кино и телевидения, исследование их влияния на общество связано с периодом стажировки Паркиной в Лос-Анджелесе. Это повлияло на стиль ее работ, напоминающий процесс раскадровки. В коллажах также чувствуется влияние американского кино, в частности нуара 1940–1950-х годов. Работа Masterclass 2, выставленная на аукцион, как раз пример такого произведения.
Наталию Турнову можно смело назвать одной из самых востребованных современных художниц. Ее живопись условна, и при этом созданные ею портреты, напоминающие античные маски, не чужды экзистенциального измерения. Определяющую роль в ее работах играет цвет. Краски Мьянмы поразили Турнову в детстве и в дальнейшем повлияли на ее художественный стиль: экспрессионистская манера, яркие цвета, большие форматы. Работам художницы присущ внутренний трагизм, но при этом они полны энергии. Произведение, представленное на торгах, обладает всеми характерными чертами ее стиля.
Ирина Затуловская для своих работ почти всегда выбирает нетипичные поверхности: листы железа, камень, детали старой мебели. Ее произведения часто относят к русскому арте повера и поп-арту — сама же художница размышляет о собственном творчестве в контексте времени: она продлевает жизнь предмету, утратившему прежнее предназначение. Благодаря искусно воспроизведенному наивному стилю, простым силуэтам, работы Затуловской создают впечатление чистого, непосредственного взгляда на мир. На счету художницы 50 персональных выставок по всему миру, ее произведения хранятся в 30 российских и европейских музеях.
Картины, где изображение как будто собрано из пикселей, стали визитной карточкой Натальи Стручковой. Выпускница МАРХИ и Института проблем современного искусства Иосифа Бакштейна занималась веб-дизайном. Художественную карьеру начала в 2000-х в составе группы ABC consulting, осмыслявшей офисную эстетику в инсталляциях из груд старых компьютеров. Это компьютерное ретро перекочевало и в ее собственные произведения. Наталья Стручкова в своих полотнах перемонтирует узнаваемые сюжеты русской живописи в конструкции LEGO. Это соединение традиционной иконографии и пластиковых деталей становится выразительной метафорой современного мира. В таком стиле создана и выставленная на торги работа. Классический персонаж русских сказок Царевна-лягушка тут предстает, по словам автора, как «биомеханическая сущность, соединяющая природу и технологии».
«Принцесса — жуткое создание. Она несвободна в своем платье-клетке. Образ принцессы жестко эксплуатируется коммерческой системой. Свобода — это превращение из принцессы в чудовище», — так рассказывали о своих работах в интервью нашей газете Ника и Аксинья Сарычевы, сестры-художницы из Томска, ставшие знаменитыми как арт-группа «Малышки 18:22». Работы молодых звезд из Сибири — а это всевозможные инсталляции, объекты, уличные интервенции — узнаются по знаковому розовому цвету, связанному с культом Барби. Однако кукольность и умилительность их произведений обманчива: за ними часто кроется критический взгляд на мир. «Наши работы похожи на тортики: они многослойны, и непонятно, какая внутри начинка. Важно не считывать только внешний красивый слой», — говорят «Малышки 18:22».