18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Тадек Бьютлик: художник, который заново изобрел ткачество

Тадек Бьютлик. «Семена». 1980-е. Фрагмент.  Фото: Ditchling Museum of Art + Craft
Тадек Бьютлик. «Семена». 1980-е. Фрагмент.
Фото: Ditchling Museum of Art + Craft
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В середине XX века происходило переосмысление статуса ткачества, его миграция из прикладной сферы к самостоятельным видам искусства. Заметную роль в этом процессе играл английский художник польско-немецкого происхождения Тадек Бьютлик

Выставка в Музее искусств и ремесел Дитчлинга в Восточном Сассексе стала первой за четверть века ретроспективой, посвященной новаторской работе художника по текстилю и гравера Тадека Бьютлика (1922–2011). В нее вошли крупномасштабные произведения, сотканные в период с 1967 по 1974 год в местной мастерской Бьютлика Gospels, в том числе свободно стоящие вещи, созданные без ткацкого станка, и экспериментальные рельефные принты, выполненные с использованием дерева, лайкры и поролона. В числе наиболее выдающихся работ — Dream Revealed (1968), подвесное полотно высотой 2,5 м из непряденого джута, мохера и конского волоса, которое не экспонировали с 1969 года. Перед выставкой над ним основательно поработали реставраторы: как всегда с текстилем, проблемы возникли из-за пыли и вредоносного воздействия моли.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Тадек Бьютлик (Бойтлих) родился в 1922 году в Польше, в семье немца и польки. В 1946 году он демобилизовался в Великобритании, успев во время Второй мировой послужить по обе стороны фронта: сначала в качестве призывника вермахта, а затем в польском корпусе британской армии. До войны Бьютлик изучал искусство в Дрездене, а после продолжил обучение в Лондоне — сперва в Техническом институте сэра Джона Касса, а затем в Камберуэллской школе искусств и ремесел, где впоследствии преподавал более 20 лет.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Дитчлинг, живописная деревня, куда удобно добираться из Лондона и из порта Ньюхейвен, соединяемого паромом с Францией, привлекает художников еще с 1920-х годов, когда Эрик Гилл основал здесь свою ремесленную гильдию. В числе первых ее членов была Этель Майрет, поборница растительных красителей и ткачества на ручном станке. Бьютлик был хорошо знаком с Майрет и позже, после ее смерти, купил ее дом и мастерскую Gospels.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Международное признание Бьютлику принесли смелая оригинальная техника и интересный подбор материалов. «Он был выдающимся новатором, постоянно экспериментировал, опираясь на принципы изобразительного искусства, — говорит директор музея в Дитчлинге Стеф Фуллер. — У него всегда было множество поклонников, и он оставил огромное наследие в лице современных мастеров, которые у него обучались. Его творчество широко известно в сфере текстиля, но в мире искусства он не так заметен. Мы надеемся, что теперь, когда отношение к текстилю как художественной технике стало более серьезным, наша выставка сможет исправить ситуацию».

Музей искусств и ремесел Дитчлинга
«Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него»
До 22 июня

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+