18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Серпухове показывают текстиль в неразрывной связке с авангардом

Наталия Гончарова. «Письмо» («Беспредметная композиция»). 1913.  Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Наталия Гончарова. «Письмо» («Беспредметная композиция»). 1913.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Получив в свое распоряжение удобное выставочное пространство в недавно отреставрированном Каретном сарае, Серпуховский музей продолжает экспериментировать с различными подходами приглашенных кураторов

За последние полвека авангард постепенно был возведен на пьедестал наивысших достижений отечественного искусства. Одним из последствий этого процесса стал резкий рост интереса к текстилю. Теперь он осмысливается в контексте авангарда — благо столь много его представителей (и особенно представительниц) работало над созданием орнаментов для тканей. В последние годы эту тему затрагивали выставки «Москвичка» в Музее Москвы, «Подруги» в ГМИИ им. А.С.Пушкина, отдельные монографические проекты о пресловутых «амазонках авангарда», а также основанный в Иванове в 2018 году фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда». Выставка в Серпухове — почти одноименная, и это не случайно. Рефлексия по поводу связки текстиля с авангардом в этих двух городах возникает естественно: еще до революции они стали центрами производства тканей.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Серпуховский историко-художественный музей соприкасается с темой напрямую, поскольку располагается в особняке, принадлежавшем купчихе Анне Васильевне Мараевой, владелице местной ситценабивной фабрики; более того, после революции он был сформирован на основе ее художественной коллекции. При этом музей владеет блестящей подборкой авангардной живописи, которая попала сюда позднее, по распределению ИЗО Наркомпроса.

Текущая выставка сделана на основе собрания серпуховского музея (в партнерстве с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств) с использованием, как выражаются кураторы, «фабричной метафоры». Этот «промышленный» подход к живописной теме, очевидно, результат молодежного брейнсторма. Выставка подготовлена начинающими кураторами программы Avant-Garde Lab 6, совместного ­обучающего проекта Центра авангарда Еврейского музея и «Энциклопедии русского авангарда», под руководством Александра Кремера и Игоря Смекалова, а научным консультантом выступил Андрей Сарабьянов.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Получившееся в итоге очень симпатично и неску­чно, а также по смыслу продолжает аналитические проекты «Энциклопедии русского авангарда» и Еврейского музея. Мы видим работы Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Анны Лепорской, Ильи Машкова, Ольги Розановой, причем это картины первого уровня, которые из Серпухова и Екатеринбурга московские музеи обычно выпрашивают на свои выставки с поклонами.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Их сопровождают предметы народного искусства: прялки, деревянные скульптуры, лубки. Любопытно было увидеть большую вит­рину с «народными гравюрами», выпускавшимися в печатне Алексея Морозова. Их характерная черта — использование анилинового фиолетового красителя (в ту пору недавнего изобретения), который выглядит несколько шокирующе: мы не привыкли видеть народное искусство в таком откровенно химическом колорите. Тут бы повесить рядом соответствующие картины Гончаровой, потому что лубки Морозова становятся внезапной разгадкой, ответом на вопрос, откуда в ее «иконописных» работах часто встречается такой «нерусский» цвет. Но этого не происходит, а оформление архитектором стен в этой зоне красным окончательно убивает интригу.

Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай». Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира» в галерее «Каретный сарай».
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Сюжет выставки дополнен произведениями позднейших советских художников. Тут есть Элий Белютин, Сергей Романович со своими «Золотым веком» и «Железным веком» 1960-х годов, графика Александра Ведерникова и так далее — повествование получилось увлекательное. Для знатоков. Возникает вопрос: не слишком ли оно сложно для обычного зрителя? Впрочем, эффектность представленных картин должна сглаживать этот недостаток.  

Серпуховский историко-художественный музей
«Фабрика авангарда. Выкройка нового мира»
До 18 мая

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+