Агния, как возникла идея книги?
Бюро Planet9 приближалось к своему десятилетнему юбилею, и хотелось достойно отметить важную дату. Я, как человек, окончивший архитектурный вуз, всегда считала, что бюро станет по-настоящему значимым, если о нем издадут книгу.
Мы с Александром Кармаевым обратились к издателю Даниле Стратовичу и искусствоведу Людмиле Луниной, и в процессе обсуждений постепенно родилась идея взглянуть на историю бюро шире: не просто перечислить все наши выставочные проекты (в одной части книги), но и осмыслить контекст, в котором развивается вся индустрия (и посвятить этому отдельную часть).
Вы имеете в виду музейный бум в России?
Да. Меня искренне поражает, как быстро экспозиционный дизайн в нашей стране из точки «ничего не слышали, не знаем, это все неважно» пришел к сегодняшнему положению, когда практически в каждом региональном музее, не говоря уже о столичных, оформлению выставок уделяется серьезное внимание.
При отсутствии какого-либо фундаментального образования в этой области мы видим, как самые разные специалисты — архитекторы, театральные режиссеры и сценографы, графические и IT-дизайнеры, художники по свету, кураторы — стягиваются в область музейно-выставочного проектирования.
Это совершенно не означает, что проекты получаются обязательно яркими и запоминающимися. Все-таки в архитектуре впечатлений (так мы называем выставочную сценографию) не нужно видеть только лишь броскую визуальность. Главное слово здесь — архитектура, то, что нас окружает, что является основой для передачи самых разных смыслов.
Когда десять лет назад я пришла в эту область, специалистов можно было пересчитать по пальцам одной руки. В прошлом году журнал «Проект Россия» выпустил альманах «100 лучших проектов, идей, концепций. 2021–2024». Добрую его половину составили именно выставки, экспозиционный дизайн. У нас в книге о самых ярких примерах из этого списка рассказала главный редактор журнала Юлия Шишалова.
Работа архитекторов в музеях стала, с одной стороны, обязательной, а с другой — престижной, все больше выпускников архитектурных вузов выбирают интерпретационный дизайн своей специализацией.
У акцентного выставочного дизайна есть и противники. Галерист Ильдар Галеев назвал вас «бандой господ оформителей» за слишком броское оформление выставки Альбрехта Дюрера.
Эта выставка в Историческом музее в 2021 году привлекла большое количество зрителей, в том числе молодежь, которую непросто заманить на гравюры. После нее бюро Planet9 оказалось у всех на слуху. Противники найдутся у любого подхода. Например, коллекционеры не жалуют кураторские концепции. Но сама дискуссия говорит о возросшем интересе к этой теме.
Были ли у российского музейно-экспозиционного взлета, на ваш взгляд, какие-то этапы и реперные точки?
Переломным моментом было открытие в 2012 году Еврейского музея и центра толерантности в Москве. Автором проекта выступило легендарное американское бюро Ralph Appelbaum Associates. Они же сделали и музей Ельцина в Екатеринбурге (открылся в 2015 году. — TANR). Всех тогда поразило, что музей может не иметь в коллекции ни одного шедевра и все равно быть захватывающим только благодаря экспозиционному дизайну. К нам в Planet9, когда мы проектировали музеи, первое время приходили с вполне конкретным запросом: сделать экспозицию как в Еврейском музее.
Еще одним маркером была «очередь на Серова» в 2016 году. Она показала, что Россия живет в новой ситуации — в экономике впечатлений, частью которой являются как раз музеи, выставки и архитектура. С описания этого глобального феномена начинается наша книга: об экономике впечатлений рассказала Елена Волкова-Янссон, финансовый консультант, десять лет проработавшая в российском офисе PwC.
Вы не расскажете о других авторах?
Они все замечательные. Для книги дали интервью Зельфира Трегулова и Ник Ильин, которые в представлении не нуждаются. Анна Броновицкая, чьи лекции я так любила в МАРХИ, рассказала, с чего, собственно, все началось — о зарождении и развитии Всемирных выставок. Людмила Лунина — об экспозиционных опытах Эль Лисицкого, который на полвека обогнал свое время. Алексей Тарханов — о позднебрежневских экспериментах в этой области, наших легендарных предшественниках — Евгении Розенблюме и его Сенежской студии. И это тоже прекрасная статья, потому что Алексей не просто легендарный глава отдела культуры «Коммерсанта», но и был очевидцем описываемых событий, к тому же он архитектор по образованию. А я отлично помню, как в середине 1990-х нас, школьников, водили в музей Маяковского в Москве. Мы ехали туда скучать — и вдруг увидели тотальную инсталляцию на пять этажей!
Хранитель итальянской гравюры в Эрмитаже Василий Успенский (мы постоянно приглашаем его в свои проекты как консультанта и куратора) написал о выставочном дизайне с точки зрения музейного куратора. Екатерина Первенцева, защитившая в свое время диссертацию о визуальной составляющей художественного дискурса, изложила собственное видение будущего музеев. И я, как практик, рассказала о самых заметных зарубежных выставках за последние десять лет — то, что мы в бюро постоянно обсуждаем. Я много путешествую, стараюсь не пропускать интересные выставки и со всей ответственностью утверждаю: музейно-выставочный дизайн в России — один из лучших в мире.
Наша книга не претендует на всеохватность, но дает представление о ключевых моментах выставочного дизайна за последние примерно 180 лет. Впрочем, у меня всегда было чувство, что все придумано еще раньше. Храмы в Луксоре и Карнаке в Древнем Египте — выдающиеся примеры архитектуры впечатлений: они создавались так, чтобы вызывать у зрителя сильные переживания и эмоции.
А как же работы Planet9?
Избранные проекты архитектурного бюро Planet9 вошли в другую часть книги. За десять лет работы мы сделали около 180 выставок и несколько больших музеев. Мы отобрали лучшее и попытались все четко структурировать. Иногда это выглядит упрощением, в книге есть главы «Когда предметов много, и они разные» или «Очень большие и очень маленькие выставки», но придумано это, исключительно чтобы облегчить читателю навигацию.
Мы взяли интервью у сотрудников бюро, даже у тех, кто уже у нас не работает, но был причастен к опубликованным проектам. Мне хотелось показать нашу команду, где каждый участник — яркая индивидуальность и самостоятельная творческая единица.
У книги приметный дизайн. Как он получился?
Когда были написаны первые статьи, к проекту присоединился наш давний партнер дизайнер Дмитрий Мордвинцев (ABCdesign). Он и придумал необычную форму — книгу-перевертыш в твердом переплете. На мой взгляд, это была совершенно гениальная идея, равнозначная явлению «архитектура впечатлений». Этой книгой Мордвинцев буквально продемонстрировал силу интерпретационного дизайна.
Что касается обложки, то ее напечатали в семь красок с использованием двух пантонов. В книге много технологических тонкостей, печать была сложной, долгой и дорогой. Но мы ни в одном пункте не пошли на упрощение. Как первый раз Мордвинцев показал двойную структуру книги, так она и дошла до реализации, включая розовый и синий цвета обрезов и серебряную ламинацию обложки.
В последнее время бюро Planet9 выступает в роли продюсера: вы сделали громкие выставки о Викторе Цое, Алексее Балабанове, русском балете (получила Премию The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года»), а совсем недавно — грандиозную выставку «Лед. Жизнь» в «Севкабель порту» в Петербурге. Означает ли это, что вы отойдете от музейного проектирования?
Музейное проектирование для нас абсолютно фундаментально, потому что дает возможность работать с ключевыми музеями, с лучшими кураторами, с невероятными произведениями искусства. Мы только что оформили выставку «Драгоценности! Блеск русского двора» в Историческом музее, и я получила огромное удовольствие, работая с прекрасными экспонатами: образцами ювелирного искусства, живописью, роскошными платьями и аксессуарами, которые прибыли в Москву из Эрмитажа. Причем параллельно в Историческом музее, в другом здании, шла выставка современных ювелирных работ из Гохрана, и мы две эти площадки оформили в одном ключе, чтобы между ними была перекличка.
Продюсерские проекты — другой жанр, другая степень риска и ответственности. Мы там можем контролировать буквально все: от разработки концепции до поведения смотрителей в залах. Так что одно не исключает другого.
Вы довольны своим издательским опытом?
Пока мы только начали распространять книгу в профессиональной среде, отклики от коллег только положительные. «Архитектура впечатлений» получилась не просто о бюро Planet9, но во славу профессии в целом. Я очень жду ее «широкого проката», когда книга появится в музейных магазинах. Вот тогда можно будет судить точнее.