Если посчитать все находки, которые делаются в московской земле — при строительстве, реконструкции, реставрации, получается внушительная цифра. Так, прошлый год стал рекордным. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что в работе у специалистов было больше 200 объектов, на которых археологи обнаружили свыше 300 тыс. артефактов. После исследования и реставрации они будут включены в Музейный фонд. Конечно, ценность этих находок различна: на учет ставят и глиняные черепки, и стеклянные бусины. Тем не менее при любом строительстве в центре столицы археологический этап остается обязательным.
Сейчас в центре Москвы строят редко. Но все же иногда между зданиями прошлых веков, большинство из которых имеют тот или иной статус охраны, появляются стройплощадки. Активнее всего здесь работает девелопер Sminex, которому принадлежат восемь проектов. Мы поинтересовались у этой компании, хорошо знакомой со спецификой работы с наследием города, что происходит в таких случаях. «Это всегда скрупулезный подход и внимание даже к скрытым деталям, большая ответственность за результат, — отвечает вице-президент по согласованиям Sminex Самира Левшина. — Мы плотно сотрудничаем с Москомархитектурой, Департаментом культурного наследия Москвы. Изучаем с архитекторами архивные документы, проводим раскопки, в ходе которых, как правило, и находятся артефакты. Оценку предметов выполняют археологи, они же определяют их дальнейшую судьбу».
Большую часть раскопок на строительных площадках Sminex проводит ООО «Археологические изыскания в строительстве».
«Важнейший этап работ — археологическое проектирование, — рассказали в компании, — при разработке документации которого определяются мощность культурного слоя, объем и сроки работ для проведения раскопов и наблюдений. По окончании земляных работ археологи проводят очистку, реставрацию, отрисовку, фотографирование и описание артефактов. А после завершения обработки, согласно законодательству Российской Федерации, находки передаются в государственную часть Музейного фонда».
Настоящие сокровища нашли при строительстве клубных особняков «Ильинка 3/8» в 160 м от Красной площади. Дома, три из которых входили в состав бывших Теплых рядов и имеют статус объектов культурного наследия, стоят в Богоявленском переулке. Тут обнаружили медные и серебряные монеты, датируемые разным временем начиная с 1790 года, медные нательные кресты XV века, чернолощеный кувшин XVIII века, оплетенный берестяными полосками.
В 3-м Обыденском и Богоявленском переулках археологами были найдены глазурованные, муравленые изразцы, которых хватит на целую музейную витрину. В XVII веке эта технология была очень распространенной, муравлеными изразцами украшали фасады домов и церквей, облицовывали печи. В орнаменте изразцов обычно сочетались геральдические и растительные мотивы, а также сюжетные изображения. Реставраторам по отдельным фрагментам удалось реконструировать узор найденных изразцов. Это райские птицы, поющие среди цветов или клюющие гроздья винограда.
Изразцы XVIII–XIX веков были обнаружены при реконструкции на территории бывшего доходного дома общества «Якорь» 1915 года на Чистых прудах.
При реставрации и реконструкции городской усадьбы в Орлово-Давыдовском переулке, построенной в стиле поздней эклектики в 1886 году на средства графа-мецената Сергея Орлова-Давыдова, на территории, включающей парк с липовой аллеей, нашли стеклянную бутыль, старинного оловянного солдатика, газету 1924 года выпуска, металлические изделия, включая подкову и кованые гвозди, другие предметы быта из прошлого. Фасады двух домов усадьбы украшают итальянские мозаичные иконы святой Ольги и святого Пантелеимона, которые Орлов-Давыдов заказал в Венеции, на острове Мурано. Для того чтобы вернуть иконам первозданный облик, компания Sminex привлекла художника-мозаичиста Игоря Лаврененко. В работе мастер применил оригинальную итальянскую смальту, произведенную на венецианской фабрике Orsoni, для очистки изображений — алмазную пасту, а для финального защитного покрытия — специальный состав на основе синтетического воска.
На территории дома «Лаврушинский», расположенного рядом с Третьяковской галереей, была найдена большая коллекция керамики; в районе исторической Тишинки — предметы быта позапрошлого столетия из кости и металла. А при археологических исследованиях на Фрунзенской набережной, там, где жилые дома выходят прямо на реку, была обнаружена уникальная карандашница XIX века из цветного стекла. Это редкая находка не только из-за необычного рельефного изображения — голов чертей с цепями, которые они сжимают в пастях. Карандашница примечательна местом производства: Стекольный завод братьев Курженковых в Малой Вишере Новгородской области. Первоначально мастерами там были немцы и чехи, а резчики по стеклу были выписаны из Финляндии. Продукция завода опиралась в дизайнах на европейские стандарты. Интересно, что этот завод работает до сих пор.
Витрина археологических находок с объектов Sminex была показана на профильной выставке «ПРОреставрацию». Впоследствии они должны попасть в коллекцию Музея Москвы.