18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Индия намерена создать самый большой музей в мире

Миниатюра «Царь Душьянта, преследующий оленя». Середина XIX в.  Фото: Wikimedia Commons
Миниатюра «Царь Душьянта, преследующий оленя». Середина XIX в.
Фото: Wikimedia Commons
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Грандиозный проект под названием «Юг Юджин Бхарат» должен со временем заменить Национальный музей в Нью-Дели, однако вопросов пока больше, чем ответов. Понятно только, что будущая институция расположится в административном районе индийской столицы

Самый крупный государственный музейный проект Индии XXI века уже начали реализовывать. В частности, в декабре минувшего года Министерство культуры подписало соглашение о парт­нерстве с Францией в деле создания в Нью-Дели Национального музея «Юг Юджин Бхарат» (YYBNM) (Yuge Yugeen Bharat в переводе с санскрита означает «вечная Индия»), который, как утверждается, станет самым большим музеем в мире. YYBNM сменит существующий Национальный музей Индии в рамках проекта Central Vista Redevelopment — перестройки административного района столицы под личным руководством премьер-министра страны Нарендры Моди.

Между тем важнейшие подробности пока остаются тайной — как для широкой общественности, так и для музейных деятелей. Неизвестны ни бюджет проекта, ни дальнейшая судьба действующего Национального музея.

Новая институция должна разместиться на холме Раисина, в зданиях Центрального секретариата, включающих Северный и Южный блоки, которые суммарно обеспечат ему площадь «приблизительно 155 тыс. кв. м», говорится в официальном пресс-релизе. Комплекс, спроектированный Гербертом Бейкером в 1912 году и завершенный в 1927 году, считается символом британского колониального правления. Правительство Моди утверждает, что, помимо логистических причин, перестройка комплекса Централ-Виста — это еще и попытка избавить Индию от колониального наследия. Частное французское бюро FMD, в портфолио у которого Лувр в Абу-Даби, выступает консультантом, как сказано в релизе, по «реставрации и сохранению зданий» и «адаптивному использованию и ревитализации построек».

Планируется, что будущий музей расположится в зданиях Северного и Южного блоков комплекса Центрального секретариата в Нью-Дели.  Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum
Планируется, что будущий музей расположится в зданиях Северного и Южного блоков комплекса Центрального секретариата в Нью-Дели.
Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum

Пока в открытом доступе нет полной информации о новом музее; в неведении пребывают даже некоторые из тех, кто включен в число консультантов. Тасним Закария Мехта, куратор и почетный директор Мумбайского музея имени доктора Бхау Даджи Лада, говорит, что Министерство культуры предложило ей консультировать YYBNM, но с 2022 года ее не зовут на встречи по проекту. «Северный и Южный блоки — колониальные здания с лабиринтом обособленных комнат и офисов. Все это будет очень сложно перепланировать в музей, где нужны логично соединенные и открытые пространства», — отмечает она.

Правительство инициировало несколько мастер-планов по перепланировке Дели; все они в свое время критиковались как попытки Моди переписать историю страны с позиций индуистского национализма. Проект Central Vista Redevelopment является крупнейшим из них и, по предварительным оценкам, обойдется государственной казне примерно в 200 млрд рупий ($2,3 млрд). Работы начались в декабре 2020 года.

Туманной остается и судьба нынешнего Национального музея, который был открыт в 1949 году и сменил локацию в 1955-м. В мае 2021 года он оказался в списке исторических зданий, которые по плану Central Vista Redevelopment должны быть снесены. В ответ на запрос Джавхара Сиркара, экс-министра культуры, который в то время был членом парламента, представитель Минкульта заявил, что решение о сносе здания пока не принято окончательно. Сиркар задавал этот вопрос еще несколько раз и всегда получал один и тот же ответ, который охарактеризовал как «уклончивый». К 2022 году было объявлено, что музей переедет в Северный и Южный блоки. Сиркар отправил в министерство запрос о том, проводятся ли консультации со специалистами по вопросу перевоза национальной коллекции из одного здания в другое. Ответ был такой: «Консультации идут полным ходом».

Возникает и другой вопрос: чем именно чиновники планируют заполнить огромное пространство YYBNM? В июле 2024 года Сиркар пытался узнать в Министерстве культуры, будут ли экспонаты старого музея демонстрироваться в Северном и Южном блоках. «В новом музее, вероятно, будут представлены предметы искусства не только из коллекции Национального музея, но и из других музеев Индии», — ответил министр. Это подтверждает и Мехта. Насколько ей известно, подразумеваются те предметы, что «уже были переданы из собраний музеев центрального правительства и сейчас находятся в хранилище YYBNM». Возможно, речь идет о Музее Индии в Колкате и Правительственном музее в Ченнаи.

В августе 2024 года было заявлено, что реконструкция Северного и Южного блоков начнется после того, как ключевые министерства и ведомства (здесь находится в том числе кабинет премьер-министра) освободят занимаемые помещения. Однако о времени переезда ничего не говорилось.

Комплекс, спроектированный Гербертом Бейкером в 1912 году и завершенный в 1927 году, считается символом британского колониального правления.  Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum
Комплекс, спроектированный Гербертом Бейкером в 1912 году и завершенный в 1927 году, считается символом британского колониального правления.
Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum

Некоторые подробности раскрыл видеоролик, снятый компанией Tagbin из Гургаона, специализирующейся на иммерсивных технологиях. Она работает с правительством над рядом проектов. Видео демонстрировалось на Международной выставке музеев в 2023 году в Нью-Дели, где впервые было объявлено о планах создания YYBNM. Тогда чиновники заявили, что новый музей охватит 5 тыс. лет истории страны.

Согласно информации на сайте Национального музея, в его собрании хранится более 200 тыс. предметов. Бывший чиновник Министерства культуры на условиях анонимности сообщил: «Если сравнивать с коллекциями других музеев, там есть пробелы, несистемно представлены некоторые исторические периоды. Но что касается охвата, то, я думаю, коллекция Национального музея не имеет аналогов в стране». Сиркар отмечает, что музей «остро нуждается в дополнительных залах и выставочных площадях», а не в «создании еще одного сомнительного идеологического музея».

Кто возглавит будущую институцию, тоже неизвестно. «Пока неясно, кого назначат директором нового музея, но это должен быть человек, известный мировому арт-сообществу», — говорит Мехта. Она считает, что самой большой проблемой, стоящей перед YYBNM, является «острая нехватка в Индии опытных кураторов, особенно специалистов по искусству до эпохи модерна. Если хочется реализовать международно признанный проект, то его руководители должны быть на равных с коллегами из других стран, чтобы доносить программу и миссию музея до всего мира». Тем не менее Мехта полагает, что «у YYBNM в конечном счете есть все шансы на большое будущее. Пришло время наших музеев, и этот проект — мощный сигнал от государства о том, что оно наконец-то стало серьезно к ним относиться. При условии, конечно, что перейдут от обещаний к делу». 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+