18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Анатолий Белкин: не ретроспектива, но избранное

Анатолий Белкин. «Написано, но не прочитано». 2003.  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. «Написано, но не прочитано». 2003.
Фото: AZ/ART
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

На выставке «Буквальные связи» в AZ/ART представлено 60 произведений классика ленинградского неофициального искусства Анатолия Белкина. Могло быть и больше, но автор выступает против попыток «набить в выставочное пространство максимум своих работ»

Название проекта Анатолия Белкина «Буквальные связи» определилось тем обстоятельством, что впервые в полном объеме будет показана «Азбука» — альбом из 33 листов, исполненный в 2016 году. Это портреты всех букв современного русского алфавита в смешанной технике. По словам автора, он тоже впервые увидит «Азбуку» в виде единой ленты.

Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».
Фото: AZ/ART

Тем, кто займется составлением биографии художника для энциклопедий (то, что он туда попадет, сомнений не вызывает), будет просто. Анатолий Белкин, участник овеянных легендами выставок ленинградского неофициального искусства в ДК имени И.И.Газа (1974) и ДК «Невский» (1975), был самым молодым создателем феномена «газа-невской культуры». В 2004 году в Эрмитаже состоялась его «персоналия» «Золото болот», которая представила материалы «археологических раскопок» загадочного карликового народа, проживавшего в болотах Восточной Сибири. Этот остроумный проект-мистификация по­дружил музейщиков, дотоле скептически относившихся к современному искусству, с его действующими лицами. Можно утверждать, что именно Белкин открыл дорогу к показу в Эрмитаже выставок Энтони Гормли, братьев Чепмен, Яна Фабра и других. В 2012 году он выпустил альбом «Действующие лица», проявив себя в качестве незаурядного мастера черно-белой портретной фотографии; 70 снимков стали памятником времени — совсем недавнего, но безвозвратно ушедшего.

Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».
Фото: AZ/ART

Нынешняя выставка состоит из четырех основных разделов. В центре первого находится «Азбука», которую сопровождают акварель «Письмо к самому себе» и «процарапка» на картоне «Написано, но не прочитано». Все они связаны с письменностью, знаками, пиктограммами.

Второй раздел представляет коллажи 1990-х годов, в которых Белкин использовал ностальгические фотографии начала ХХ века. Отдельное пространство отведено двум фигурам болотных карликов и лягушки, отлитых из бронзы по оригиналам, которые хранятся в Эрмитаже.

Анатолий Белкин. «Трудные времена». 2017.  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. «Трудные времена». 2017.
Фото: AZ/ART

Финальный раздел — архитектурный. В него вой­дут, в частности, картина темперой «Остатки входа в идеальный город» (2022), посвященная любимой петербургской теме античных руин, и коллаж «Осторожно, Египет!» (2011), на котором изображена пирамида, перекрытая красно-белой леерной лентой. Мотивы хрупкости памятников Белкин использовал в инсталляции «Карпаччо. Высокая вода», которая была показана в Эрмитаже в 2023 году. Тогда художнику исполнилось 70 лет, но проект был о культуре, а не о юбилеях.

Рассказывая о выставке в AZ/ART, Анатолий Белкин категорически против определения «ретроспектива». «Я еще жив, активно работаю, и мне скучно думать о ретроспективе», — говорит художник.

Центр современного искусства AZ/ART
«Буквальные связи»
До 11 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+