18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Темная оттепель породила сумеречных художников

Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.  Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.
Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Выставка открывает второй сезон проекта «Центр исследований Оттепели». Ее название — «Темная Оттепель» — не общепринятый термин, а, скорее, попытка обозначить важные тематические контуры внутри более широких и привычных понятий

Оптимизм, хрущевки, рок-н-ролл, ну и далее по списку: ажиотаж вокруг космоса, прогрессивный дизайн, туристическая романтика. Шаблонные образы оттепели в СССР не так уж далеки от реальности, пусть даже они шаблонны. Оптимизм действительно имел место, но попадались и «отщепенцы», не без этого. Например, среди поэтов и художников. Считать ли их декадентами новой волны? Преемственность заметна, хотя само слово повторно не прижилось. Привычнее — «представители неофициального искусства», а точнее, его метафизического крыла.

Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.  Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.
Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского

Некоторые из них стали героями выставки «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского. В списке сплошь москвичи и ленинградцы: отчасти «лианозовцы», отчасти «рыцари» ОНЖ (питерского Ордена нищенствующих живописцев), но есть и те, кто декадентствовал автономно, не примыкая к сообществам. Что касается поколений, то их тут, пожалуй, три: Сергей Романович был авангардистом с дореволюционным стажем, и оттепель стала для него временем «второго дыхания»; Николай Вечтомов прошел войну, Борис Свешников отсидел несколько лет в сталинском лагере; а вот Наталия Прокуратова, участница группы «Движение», в период оттепели была совсем еще юной девой. Впрочем, возрастные градации мало что значат перед лицом вечности, а нынешний проект, собранный кураторским трио Татьяны Сохаревой, Дмитрия Хворостова и Ивана Ярыгина, как раз про вечность. Пусть даже для кого-то из зрителей поначалу это будет неочевидно — хотя бы из-за рисованных уличных мизансцен на грани криминала. Понадобится преодолеть путь от унылого барака и замызганной рюмочной до горних высей.

Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.  Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.
Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского

Выставка открывает второй сезон проекта «Центр исследований Оттепели», запущенного Центром Вознесенского в 2022 году. «Это наш флагманский проект, на котором мы специализируемся в первую очередь; он периодически возвращается — в нескольких эпизодах, содержащих те или иные сюжеты про оттепельную культуру, — говорит Татьяна Сохарева. — Второй сезон мы несколько переформатировали, взяв за основу более самостоятельное кураторское высказывание и ориентируясь на полноценный выставочный проект». Само название выставки «Темная Оттепель» тоже часть такого высказывания: это не общепринятый термин, а, скорее, попытка что-то обозначить внутри более широких и привычных понятий. «Мы сосредоточились на разного рода маргиналиях, условно говоря, которые не соответствовали официальному канону, но и в канон андерграунда вписывались не всегда», — поясняет Татьяна Сохарева.

Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.  Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.
Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского

Упомянутая «маргинальность», порожденная не столько вниманием авторов к изнанке социума, сколько их стремлением прозреть метафизическую подоплеку всего сущего, сближала москвичей и ленинградцев — а ведь в иных андерграундных проявлениях они не очень-то совпадали. Кураторы выставки не делают особых акцентов на локальных признаках искусства двух столиц, поскольку в предмете другое. Правда, отголоски московского Южинского кружка преподнесены все же в качестве отдельного феномена — путем соединения работ Владимира Ковенацкого, Владимира Пятницкого, Алексея Смирнова фон Рауха, а также внедренных в экспозицию поэтических цитат из Юрия Мамлеева и Евгения Головина. Стихи последнего, кстати, можно услышать еще и в трубке ретротаксофона. Эти строки начитал рэпер Хаски. А общим саундом для выставки стала звуковая композиция, специально созданная художником и музыкантом Романом Головко.

Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.  Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского
Выставка «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского.
Фото: Наталья Покровская / Центр Вознесенского

Что скрывать, тема смерти и тлена проглядывает здесь не только сквозь произведения «южинцев». Один из залов, где показаны работы Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского и Бориса Свешникова, вообще декорирован под стилистику колумбария. Но не зря чуть раньше нами упоминались горние выси — они здесь играют свою роль. Можно сказать, что этот проект не разграничивает прекрасное и ужасное, он, скорее, дает понять, что земные сумерки — подходящее время для того, чтобы вглядеться в непостижимое. Междумирье было тем умозрительным пространством, где герои «Темной Оттепели» чувствовали себя гораздо комфортнее, нежели в советской действительности. Во всяком случае, в метафизику они ударялись по собственной воле, а не по указке 

Центр Вознесенского
«Темная Оттепель»
До 25 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+