18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Анненкирхе проходит выставка «Рок, кино и пламя»

Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.  Фото: Анна Глебова
Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.
Фото: Анна Глебова

Этот проект — последняя выставка перед закрытием петербургской церкви на длительную реставрацию

Почти ровесница Петербурга, Анненкирхе пережила за свою историю множество непростых событий. Она была церковью, кинотеатром, рок-клубом. Она горела и возрождалась из пепла. Возрождалась в том числе благодаря активному участию художников и дизайнеров арт-группы «Зерно», сформированной из молодых прихожан Анненкирхе.

«Здравствуйте, друзья! Добро пожаловать в Анненкирхе, место с необычной судьбой и невероятной историей, — голос из динамиков в главном зале разносится по всему пространству церкви. — Сегодня мы приглашаем вас совершить путешествие во времени».

Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.  Фото: Анна Глебова
Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.
Фото: Анна Глебова

Судьба церкви Святой Анны в Петербурге действительно необычна. Ее первое деревянное здание появилось в 1704 году на территории Петропавловской крепости, потом храм кочевал по разным участкам строящегося города, пока в конце 70-х годов XVIII века архитектор Юрий Фельтен не возвел каменную церковь на Фурштатской улице (ныне — Кирочная). В 1935 году церковь закрыли, в 1939-м тут открылся кинотеатр «Спартак». В начале 1990-х богослужения возобновились, но вскоре коммерческая фирма устроила в бывшей кирхе рок-клуб. В начале 2002-го правительство Петербурга приняло решение передать здание лютеранскому приходу, а в конце того же года в церкви случился пожар. Почти восемь лет она стояла без реставрации и ремонта, и лишь в 2010 году город отреставрировал ее фасады. Интерьеры до сих пор напоминают о бушевавшем здесь пламени: почерневшие от копоти стены и колонны, временные перегородки, закопченные потолки. В июне этого года Анненкирхе закроется на несколько лет на реставрацию.

Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.  Фото: Анна Глебова
Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.
Фото: Анна Глебова

«Мы решили перед долгой реставрацией сделать большую историческую выставку, — рассказала Светлана Ивашкевич, арт-директор Анненкирхе. — Выставка масштабная, задействованы практически все помещения. Сама кирха здесь играет роль и объекта, и субъекта, главного персонажа, главного миссионера, потому что все, что мы здесь делаем, — все ради миссии».

Выставка «Рок, кино и пламя» поделена на зоны, разграниченные дверями-порталами. Экспозиция в вестибюле рассказывает о строительстве церкви, ее архитекторах. Истории строительства посвящен и один из витражей, украсивших вестибюль (автор — Ангелина Тузикова, сюжет второго ее витража — празднование Пасхи). О прежнем облике кирхи напоминает и инсталляция в виде большого органа над центральной лестницей в вестибюле (автор — Дмитрий Федин). По первоначальному плану Фельтена богослужебный зал начинался именно здесь; лестница и вся планировка современного вестибюля появились, когда в здании открыли кинотеатр. Кстати, согласно проекту реставрации, лестница будет сохранена.

Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.  Фото: Анна Глебова
Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.
Фото: Анна Глебова

В небольшом пространстве между вестибюлем и основным залом нашел свое место рисунок известного петербургского уличного художника Даниила Вницая. Его работы называют «святым вандализмом»: Вницай по всему городу рисует фигурки, напоминающие проповедующего Христа. На двери в Анненкирхе его работа оказалась более чем уместной.

На полу в главном зале разложены мягкие кресла-подушки, на которых сидят и лежат посетители: зал оформлен под домашний кинотеатр. Здесь идут старые фильмы, но каждые 20 минут показ прерывается видеомэппингом и на большом экране демонстрируется видеосюжет, посвященный истории церкви. На колонны, окружающие пространство зала, тоже проецируется изображение (авторы — арт-студия «Ветер», Даниил Грабов, Светлана и Полина Ивашкевич, Анастасия Кошкина, Юрий Панченков).

Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.  Фото: Анна Глебова
Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.
Фото: Анна Глебова

Подняться на галерею второго этажа можно по Красной лестнице. Это тоже арт-объект, рассказывающий о том периоде, когда в церкви размещался рок-клуб. Лестница действительно красная: это любимый цвет известного петербургского художника Кирилла Миллера, который вместе с художниками Ольгой Волга и Александрой Башировой создал здесь инсталляцию, посвященную 1990-м. В те годы, когда в стенах церкви гремела рок-музыка, лестница не только позволяла подняться на второй этаж, но и была местом бойкой торговли — здесь продавали диски, авторскую одежду, работы независимых художников. Экспозиция на Красной лестнице напоминает одновременно и галерею, и торговые ряды, и концертный зал: дверь на одном из лестничных пролетов ведет в небольшое освещенное мигающим неоновым светом пространство, где на стенах нарисованы фигуры рок-музыкантов, их музыка звучит из динамиков.

Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.  Фото: Анна Глебова
Выставка «Рок, кино и пламя». Анненкирхе, Санкт-Петербург.
Фото: Анна Глебова

Галерея второго этажа посвящена деятельности арт-группы «Зерно», сформировавшейся из молодых прихожан Анненкирхе. Все работы здесь выполнены художниками и дизайнерами группы. Это большая серия коллажей, представляющих события новейшей истории. На них можно увидеть, что происходило в здании после того, как его передали Лютеранской церкви (авторы — Петр Бабурин, Зоя Брысковская, Юлианна Лапина). А также композиция «Микромир выставок» (автор — Юлианна Лапина) — горка из небольших шкафчиков с дверцами, за каждой из которых спрятана инсталляция на тему какой-либо выставки, проходившей в кирхе в свое время.

Один из арт-объектов выставки «Рок, кино и пламя» занял свое место на улице, перед историческим входом в кирху. Это настоящая пожарная машина — такая же, как те, что в 2002 году тушили пожар, чуть не уничтоживший историческое здание. Машина украшена эмблемами музыкальных радиостанций, из динамика на крыше слышна музыка с информационными сообщениями о пожаре в Анненкирхе.

Анненкирхе, Санкт-Петербург
«Рок, кино и пламя»
До 1 июня

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+