18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов

Выставка под названием «Свояси» проходит уже в третий раз. Она начиналась как самоорганизация художников, ищущих путь возвращения к своим корням, а теперь превратилась в большой проект, который, как рассказали на открытии, ждут в крупных городах страны. В этом году выставка посвящена понятию «дома как пространству бытия».

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

Вероятно, определять путь всего современного русского искусства как поиск корней поспешно, но это очень явный тренд. В любую лихую годину обращение к памяти предков (семьи, народа, всего человечества) придает сил и помогает найти смысл существования. Основатель и куратор проекта «Свояси» Наталья Юстицкая подчеркнула на открытии, что это «возвращение к истокам происходит вне исторических или географических рамок». Действительно, художники на выставке работают и с христианскими, и с языческими мотивами, с собственным детским опытом, конкретной художественной традицией или памятью безвестных поколений.

Выставка занимает один большой зал, разделенный выгородками на символические «сени», «горницу», «бабий кут», «сусеки» и так далее. В каждом уголке тихонько звучит своя музыка (написана специально для выставки Павлом Паньковским) и веет своим запахом, продуман свет. Здесь представлено 79 художников, дизайнеров и мастеров из разных городов России. И очевидно, что произведения их очень разного уровня. Какие-то, вынь их из контекста, выглядят совсем непритязательными. Какие-то были бы вполне уместны в большой галерее современного искусства. Каждый экспонат выбран, по словам Натальи Юстицкой, с «любовью и в духовном единстве с автором».

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

В разделе «Сени», которые в традиционном понимании еще не дом, а пространство перехода (лиминальности, как сказали бы теоретики современного искусства) и, соответственно, требуют особой охраны, выделяются «Черные доски» Анны Филипповой, на которых лики святых защитников только готовятся проступить под венцами окладов из керамики. Впечатляют монументальные «Замочные скважины» Ольги Морозовой из шамота — изваяния пустоты, напоминающие степных идолов. Керамика вообще благодатный материал — и по широте возможностей, и по исконной связи с народным бытом. Зависшие в пространстве огромные, оставляющие ощущение дикости «Хвощи» Екатерины Базловой и милые, домашние керамические самовар, пиала с вареньем и горка блинов Люси Люсич (раздел «Горница») показывают этот спектр.

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

На выставке много деревянной скульптуры, которую неизбежное сравнение с русской традиционной резьбой (например, наличников) ставит в трудные условия. Своим характером обладают улыбающиеся львы с процветшими хвостами Александра Ивасенко.

Текстиль еще один исконный материал. Инсталляция Полины Томилиной «Белая книга, черная книга», состоящая из двух текстильных книг с вышивкой, стежкой и аппликацией и полотнищ с цепляющими за живое вопросами «Что не дает тебе быть счастливым?» и «Что ты делаешь, когда рядом никого?», кажется одним из самых удачных объектов на выставке.

Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее. Фото: Министерство культуры РФ
Выставка «Свояси. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее.
Фото: Министерство культуры РФ

Женская сторона выставочной «избы» вообще полна сокровищами: тут реплики исторических головных уборов, расшитые бисером, ювелирные украшения в «русском стиле», нежные полевые цветы из стекла Анастасии Прибельской. Композиция «Начало» Екатерины Никоновой — это гнезда из луговых трав, одновременно похожие на венки, которые девушки пускали по воде, гадая на суженого.

Государственный исторический музей
«Свояси. Путь современного русского искусства»
До 11 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+