Выставка под названием «Свояси» проходит уже в третий раз. Она начиналась как самоорганизация художников, ищущих путь возвращения к своим корням, а теперь превратилась в большой проект, который, как рассказали на открытии, ждут в крупных городах страны. В этом году выставка посвящена понятию «дома как пространству бытия».
Вероятно, определять путь всего современного русского искусства как поиск корней поспешно, но это очень явный тренд. В любую лихую годину обращение к памяти предков (семьи, народа, всего человечества) придает сил и помогает найти смысл существования. Основатель и куратор проекта «Свояси» Наталья Юстицкая подчеркнула на открытии, что это «возвращение к истокам происходит вне исторических или географических рамок». Действительно, художники на выставке работают и с христианскими, и с языческими мотивами, с собственным детским опытом, конкретной художественной традицией или памятью безвестных поколений.
Выставка занимает один большой зал, разделенный выгородками на символические «сени», «горницу», «бабий кут», «сусеки» и так далее. В каждом уголке тихонько звучит своя музыка (написана специально для выставки Павлом Паньковским) и веет своим запахом, продуман свет. Здесь представлено 79 художников, дизайнеров и мастеров из разных городов России. И очевидно, что произведения их очень разного уровня. Какие-то, вынь их из контекста, выглядят совсем непритязательными. Какие-то были бы вполне уместны в большой галерее современного искусства. Каждый экспонат выбран, по словам Натальи Юстицкой, с «любовью и в духовном единстве с автором».
В разделе «Сени», которые в традиционном понимании еще не дом, а пространство перехода (лиминальности, как сказали бы теоретики современного искусства) и, соответственно, требуют особой охраны, выделяются «Черные доски» Анны Филипповой, на которых лики святых защитников только готовятся проступить под венцами окладов из керамики. Впечатляют монументальные «Замочные скважины» Ольги Морозовой из шамота — изваяния пустоты, напоминающие степных идолов. Керамика вообще благодатный материал — и по широте возможностей, и по исконной связи с народным бытом. Зависшие в пространстве огромные, оставляющие ощущение дикости «Хвощи» Екатерины Базловой и милые, домашние керамические самовар, пиала с вареньем и горка блинов Люси Люсич (раздел «Горница») показывают этот спектр.
На выставке много деревянной скульптуры, которую неизбежное сравнение с русской традиционной резьбой (например, наличников) ставит в трудные условия. Своим характером обладают улыбающиеся львы с процветшими хвостами Александра Ивасенко.
Текстиль еще один исконный материал. Инсталляция Полины Томилиной «Белая книга, черная книга», состоящая из двух текстильных книг с вышивкой, стежкой и аппликацией и полотнищ с цепляющими за живое вопросами «Что не дает тебе быть счастливым?» и «Что ты делаешь, когда рядом никого?», кажется одним из самых удачных объектов на выставке.
Женская сторона выставочной «избы» вообще полна сокровищами: тут реплики исторических головных уборов, расшитые бисером, ювелирные украшения в «русском стиле», нежные полевые цветы из стекла Анастасии Прибельской. Композиция «Начало» Екатерины Никоновой — это гнезда из луговых трав, одновременно похожие на венки, которые девушки пускали по воде, гадая на суженого.
Государственный исторический музей
«Свояси. Путь современного русского искусства»
До 11 августа